logo

АВТОМОБИЛИ СОВРЕМЕННОЙ «ДОРОЖНОЙ ВОЙНЫ»

Для надёжного обеспечения безопасного прохождения колонн по маршрутам движения организуется и осуществляется большой и сложный комплекс организационных (прикрытие колонн боевыми машинами, боевыми вертолётами и огнём артиллерии, охрана «узких» мест маршрутов и т.п.) и технических мероприятий (повышение огневой мощи и защищённости боевых машин, совершенствование средств разведки, особенно инженерной и т.п.).

 

 

 

 

     Одной из характерных особенностей боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах является активное вооружённое противоборство на коммуникациях. Для надёжного обеспечения безопасного прохождения колонн по маршрутам движения организуется и осуществляется большой и сложный комплекс организационных (прикрытие колонн боевыми машинами, боевыми вертолётами и огнём артиллерии, охрана «узких» мест маршрутов и т.п.) и технических мероприятий (повышение огневой мощи и защищённости боевых машин, совершенствование средств разведки, особенно инженерной и т.п.). Одним из них является повышение индивидуальной защищённости автотранспорта от огневого воздействия противника. И это не территориальные особенности той или иной горячей точки, это похоже уже новый этап в развитии локальных войн – за невозможностью противостоять хорошо экипированному и вооруженному противнику, более слабые вооруженные формирования переходят к изнурительной партизанской войне пытаясь экономически подорвать врага. С этим столкнулись как Россияне в Чечне, так и Американцы, и наши миротворцы в Ираке. И те и другие, и третьи не были готовы к «дорожной войне», отсюда и относительно высокие потери. Однако выводы американцы и русские из создавшейся ситуации вынесли и активно решают данную проблему, наши же военные, имея все ресурсы для принятия своего решения проблемы «дорожной войны», с выводами не спешат.

    

 

Например, в ходе первой чеченской кампании в России (1994-1996), с увеличением потерь личного состава в воинских частях Вооружённых сил РФ появилось некоторое количество автомобилей «Урал-4320» с локальной бронезащитой. До этого грузовые автомобили «федиралов» бронировались «кто как смог» - было даже так называемое «деревянное бронирование», которое достигалось обшиванием кузовов грузовиков довольно внушительным по толщине неотесанным кругляком. Поэтому новинка, несмотря на определённое несовершенство схемы и конструкции, во время ее боевого применения получило положительную оценку. Полученный опыт был учтён и в ходе второй чеченской кампании, т. е. контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Бронированные «Уралы» и «Уазы» в довольно больших количествах появились в войсках Министерства обороны и воинских частях и органах МВД РФ – Россия, наконец, озаботилась сохранностью личного состава на марше.
Однако вышеперечисленные меры хороши для противодействия стрелковому оружию. При этом они малоэффективны против радиоуправляемых фугасных мин – еще одного достаточно эффективного средства «дорожной войны». Конструкция такого радиоуправляемого дорожного сюрприза (управляемых по проводам или по радио) включает в себя такие мощные боеприпасы, как 152-мм и 122-мм артиллерийские снаряды, или 120-мм мины, устанавливаемые сбоку от полотна дороги. При взрыве такого вот «адского механизма» порой не выдерживает броня танка, не говоря уже о более легких бронемашинах, поэтому в сочетании с бронированием необходимо учитывать и скоростные возможности бронированного транспортного средства.

     Действие радиоуправляемых «партизанских» фугасов сполна на себе это прочувствовали американские военные, увязшие в боях с партизанско-террорестическими группами на территории Республики Ирак. Американской армии пришлось после «Вьетнам» еще раз по-новому, на своих ошибках, изучать методику антипартизанской борьбы в условиях уже не джунглей, а тотальной дорожной войны, устроенной им многочисленными группировками из числа «непримиримых».

 

 

 

И если у них, как и у русских, с проблемой обстрела из легкого стрелкового оружия вопрос решился методом дополнительного бронирования автотранспорта, то с мощными придорожными фугасными минами справиться не получается. Уже даже не спасает ни хороший мощный мотор, ни высокая скорость движения по трассе. Ежемоментно, дорогие, напичканные электроникой знаменитые «Хаммеры» - один из основных легко-бронированных средств передвижения армии США вдруг превратился в отличную мишень для минеров аматоров, с дай Бог, трехклассным образованием.  Впопыхах американские военные начали внедрять армейские автомобили с противо-фугасной защитой, на что «непримиримые» ответили усилением закладываемых фугасов, которыми теперь можно отправлять «на луну» даже целые танки!
За последние годы войны, методов и способов борьбы с авто-бронетранспортом «оккупационных войск» у иракских «борцов за свободу» просто великое множество. В мину превращается все, что можно в нее превратить. Это и противобортовые мины, собранные из трубы и реактивного выстрела РПГ, это ручные мины с инерционным взрывателем которые бросаются из толпы в проносящийся мимо «Хаммер» или какой другой армейский авто, это конструкции собранные из нескольких артиллерийских снарядов и канистр с бензином. В Ираке это уже своего рода искусство – теперь каждый предмет на обочине дороги может содержать радиоуправляемую мину, будь то авто, или просто сбитая на дороге крупная собака или домашнее животное.
В свою очередь с подобными «сюрпризами» тоже стараются бороться – применяя средства РЕБ, надёжно подавляющая радиоканалы управления радиоуправляемых фугасов, устанавливают на бронемашины специальные металлоискатели, на штангах периодически прочесывая используемые армией дороги подобной конструкцией на большой скорости однако взрывы продолжаются – террористы совершенствуют свое минно-подрывное мастерство, а военные, отставая на шаг, назад пытаются им противодействовать. Дошло до того, что на самом охраняемом 40-киломметровом участке трассы Аэропорт-Багдад, каждый день, несмотря на все принятые меры безопасности, военные находят все новые и новые мины-фугасы – как иракцы умудряются их ставить, видавшие виды саперы просто диву даются.

 

 

 

     И если американская армия в Ираке, столкнувшись с этой же проблемой, частично решила ее разработкой и постановкой в строй, более современной военной техники – ну денег у них достаточно и солдат они своих берегут, то у нас эта проблема вообще никаким боком не поднималась. Почему это должно беспокоить наших военных? Да потому что мы, в случае повторного участия наших солдат в миротворческих операциях в Афганистане и на Ближнем Востоке или еще где, что очень вероятно в свете последних событий в мире, опять наступим на те же давно положенные грабли. И я уверен, что решать мы ее будем не финансированием новых, отечественных разработок, а все так же «по-савковковому» - на месте, подручными средствами. Жить то всем хочется!

     Методы и средства решения проблемы «дорожной войны» своими силами у нас, в Украине, были, есть и будут, осталось только дождаться «волю» профильных ведомств, а не то следующую какую ни будь миротворческую операцию, мы встретим, как всегда - на тех же «БРДМах» и «КРАЗах»…
Или как в миссии KFOR в Косово – будем рассчитывать на иностранную помощь «Хаммерами», от которых к слову американская армия старательно освобождается щедра раздавая своим союзникам.

 

ДОЗОР – УКРАИНСКИЙ ОТВЕТ ДОРОЖНОЙ ВОЙНЕ

     Морально устаревшая военная техника времен СССР в Украинской армии постепенно списывается и распродается. Сейчас супермодно ездить на охоту или рыбалку, на прошедших демелетаризацию БРДМах – а что в замен? На место проданной или списанной военной техники пока не пришло практически ни одной новейшей единицы! И если бы заменять было нечем – так ведь нет же!

    Отечественный ДОЗОР-Б, производства ХКБМ им. Морозова - многоцелевое колесное транспортное средство в исполнении – бронетранспортера с колесной формулой 4Х4 предназначен для перевозки грузов и людей и обеспечивает защиту от воздействия стрелкового вооружения и оружия массового поражения.

     ДОЗОР-Б может использоваться для оснащения специальных подразделений Вооруженных сил и сил быстрого реагирования полиции в качестве транспортного средства или носителя различного вооружения и военного оборудования и применяться при выполнении войсковых и миротворческих операций, как при наличии сети автомобильных дорог, так и в условиях бездорожья.
Противоминную защиту «Дозора» конструкторы называют «два метра жизни»: от передних колес автомобиля до мест водителя и пассажира почти два метра брони, что в случае подрыва в большинстве случаев сохранит экипажу и жизнь и здоровье.

 

 

 

 

     Бронетранспортер "Дозор-Б" ХКБМ впервые продемонстрировало за рубежем в феврале 2007 г., на выставке "Айдекс-2007". Экипаж машины - 3 чел., десант - до 8 чел. На машине установлен дизельный двигатель EURO-3 – Deutz BF 4M 1013FC (мощность - 190 л.с., максимальный крутящий момент - 700 Нм). Двигатель объединен в блок с автоматической гидро-механической трансмиссией Allison 1000LCT с пятью передачами переднего и одной – заднего хода.

Управление крупнокалиберным пулеметом в ДОЗОРЕ осуществляется изнутри машины, чем обеспечивается стопроцентная защита стрелка от вражеского огня. Напомню – на используемых в Косово нашим контингентом KFOR «хамвеях» стрелок ничем не защищен, и может стать как это было не раз в Ираке у американцев – легкой добычей снайпера.
Итак – отечественное решение проблемы есть. Дело осталось за малым… Желанием государства воспользоваться уже готовым решением, приложив небольшие финансовые усилия.

 

Major©

 

номер 52 » Архів номерів » номер 18 » АВТОМОБИЛИ СОВРЕМЕННОЙ «ДОРОЖНОЙ ВОЙНЫ»