logo

СКОРОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ

МОТОСТРЕЛКОВЫМ ВОЙСКАМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

Если кто случайно видел на горных дорогах Крыма мотоциклетную роту разведки с мотоциклистами в военной форме Советской Армии – не пугайтесь, время не повернуло вспять! И это не отнюдь не «красные партизаны» ищущие базы НАТО. Это всего лишь энтузиасты из патриотического airsoft-клуба, занимающегося современной военной реконструкцией, которые решили избрать целью своей «реконструкции» прославленные мотострелковые части Советской Армии.

     Если кто случайно видел на горных дорогах Крыма мотоциклетную роту разведки  с мотоциклистами в военной форме Советской Армии – не пугайтесь, время не повернуло вспять! И это не отнюдь не «красные партизаны» ищущие базы НАТО. Это всего лишь энтузиасты из патриотического airsoft-клуба, занимающегося современной военной реконструкцией, которые решили избрать целью своей «реконструкции» прославленные мотострелковые части Советской Армии.
Это уже не первый случай, когда подобные военно-исторические и военно-спортивные клубы обзаводятся уже практически коллекционной военной техникой, однако впервые этой техникой стал армейский мотоцикл советского производства!
     Для того, что бы собрать почти десять работоспособных мотоциклов, придав им настоящий «армейский вид», ребятам пришлось несколько лет собирать по всему полуострову АР Крым пылящиеся и уже почти никому не нужный «мотоциклетный хлам», в который они, вооружившись инструментом и краской – вдохнули поистине вторую жизнь. Благо исторической информации о цели и предмете их «реконструкции» достаточно, дабы выглядеть на дороге как говорится «наиболее аутентично».

Из истории «мото-кавалерии» Советской Армии

 

    Массовое внедрение мотоциклов с боковыми прицепами в качестве транспортного средства пехоты началось в Красной Армии еще в середине 1930-х годов, оно совпало с созданием крупных бронетанковых соединений – механизированных корпусов. На мотоциклистов тогда возлагались задачи, стоявшие в 19 веке перед легкой кавалерией: разведка, следование в авангарде основной группировки войск, захват важных объектов (мостов, переправ, дефиле). Основным соединением мотоциклетных войск (а в конце 1930-х они имели даже свою эмблему) был мотоциклетный полк – внушительных размеров подразделение, насчитывающее около 1500 человек личного состава, более 300 мотоциклов, десятки легких грузовиков, десяток пулеметных бронеавтомобилей и всего 6 45-миллиметровых противотанковых пушек.

      В первых же приграничных сражениях 1941 года обнаружился главный недостаток мотоциклетных подразделений Красной Арии, с этим же столкнулись и немцы в 1939 году развязав в Европе вторую мировою войну.  Об этом, в последствии писал германский военный теоретик Г.Гудериан, отмечая: «из-за высокой уязвимости и отсутствия тяжелого вооружения чисто мотоциклетное подразделение не способно самостоятельно вести бой». В итоге, к осени 1941 года многие растерявшие в боях личный состав и матчасть мотоциклетные полки были расформированы, многие переформированы в стрелковые части. К началу битвы под Москвой начали создаваться мотоциклетные полки и батальоны новой организации и уменьшенной численности. Это были подразделения, где наряду с мотоциклами, количество которых сильно уменьшилось, входили легкие и даже средние танки, броневики и бронетранспортеры, орудия ПТО и МЗА. По своей структуре и задачам такие полки приблизительно соответствовали немецким разведывательным батальонам, а по огневой мощи значительно превосходили их. Доказав в боях свою эффективность, мотоциклетные подразделения приняли активное участие в освобождении нашей страны и государств Восточной Европы, двигаясь всегда впереди, в авангарде, на остриях советских бронетанковых клиньев

 

     К 1945 году основным чисто мотоциклетным боевым подразделением стала мотоциклетная рота, компактная, хорошо управляемая и мобильная, вооруженная только легким стрелковым оружием. В ходе послевоенных реорганизаций Советской Армии мотоциклетные роты были включены в состав разведывательных батальонов стрелковых (затем - мотострелковых) и танковых дивизий. Большой проблемой оставалась недостаточная проходимость состоящих на вооружении мотоциклов в условиях бездорожья и вязких грунтов, т.к. на вооружении Советской Армии состояла только одна модель мотоцикла – М-72  фактически гражданский тяжелый мотоцикл, лишь слегка приспособленный для военных нужд. После того, как Киевский мотоциклетный завод в 1964 г разработал специальный военный мотоцикл повышенной проходимости МВ-750 положение исправилось. Новый мотоцикл был сконструирован специально для военных, он имел дифференциал и привод на колесо коляски, что в сочетании с новым модернизированным двигателем многократно повысило его проходимость.
Хотя по своим ТТХ новый мотоцикл все же уступал главным оппонентам нашего М-72 во Второй Мировой войне – «зеленым слонам вермахта» BMW-R75 и Zundapp KS750 – он превосходил их в простоте конструкции, дешевизне, а главное – практически все его детали были взаимозаменяемы с деталями гражданских тяжелых мотоциклов, что в случае начала войны облегчало его обслуживание и ремонт.
Мотострелковая рота
     Рота насчитывала один командирский (оборудованный мощной радиостанцией) мотоцикл и 46 линейных мотоциклах в 4-х взводах. Как правило, на вооружении состояли армейские мотоциклы модели МВ750 или МВ750М, последние за характерную горбатую форму бензобака получили в войсках прозвище «верблюды». Это были практически однотипные машины, основным отличием которых было наличие на МВ750 механизма блокировки дифференциала, отсутствие которого на МВ750М «компенсировалось» добавленной передачей заднего хода. Известен случай, когда один из взводов роты, являющийся учебным, оснащался военными мотоциклами устаревшей конструкции – К-750В, не имевшими привода на колесо коляски. Считалось, что, поскольку такие мотоциклы легче в управлении, они лучше подходят для обучения молодых солдат. В экипаж каждого мотоцикла входило 2 человека – водитель и стрелок, все стрелки обучались вождению мотоцикла и могли в случае необходимости заменить выбывшего водителя. Водитель вооружался автоматом АКМ, на марше крепившимся на специальных зажимах внутри коляски. Стрелок вооружался пулеметом ПК калибром 7, 62 мм, устанавливающимся на специальном поворотном вертлюге, позволяющем на ходу вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад, а также закреплять оружие в походном положении. Питание пулемета ПК – лентами, по 100 патронов каждая. Таким образом, основным огневым средством мотоциклетной роты являлись 46 пулеметов ПК. Такая внушительная для роты огневая мощь в сочетании с высокой мобильностью давала шанс мотоциклетной роте избежать гибели при неожиданной встрече с превосходящими силами противника, а также не дать противнику, уступающему в численности, помешать выполнению ротой боевого задания. На случай встречи с вражеской бронетехникой в 1-м взводе имелся один гранатомет РПГ-7, а в боекомплекте каждого мотоцикла – противотанковые гранаты. Однако, грамотный командир роты, естественно, должен был свести вероятность таких встреч к минимуму – задачей мотоциклетной роты была, прежде всего, разведка, а не бой.
Кто они – военные мотоциклисты?
В 1972 году солдаты и офицеры боевых частей Советской Армии, усиленно занимающиеся боевой подготовкой, имели высокий уровень морального духа. По воспоминаниям ветеранов СА, служивших в этот период в мотоциклетной роте мотострелковой дивизии ЗГВ, никакие явления, называемые сейчас неуставными отношениями, в их подразделениях не имели места. Все силы солдат отнимали изнурительные тренировки, а без чувства товарищества, взаимовыручки, подразделение выполнить задачу просто не могло. В случае, если у неопытного водителя, застрявшего на бездорожье, глох мотор, вытаскивать его из грязи бросались все, без оглядки на срок службы и иные заслуги. Напряженная международная обстановка заставляла командный состав повышать боеготовность вверенных подразделений с помощью учений, приближенных к боевой обстановке.

     Для того, чтобы стать полноправным разведчиком-мотоциклистом, требовалось сдать особые нормативы. Вот некоторые из них: проезд, стоя на левой подножке согнувшись, укрываясь от обстрела за мотоциклом; стрельба на ходу из пулемета по внезапно появляющейся грудной мишени и, (невероятно!) замена колеса коляски на ходу. Этот поистине цирковой номер происходил следующим образом: водитель резким поворотом вправо поднимал коляску (использовался мотоцикл К750В) и, работая рулем в движении, удерживал мотоцикл на 2-х колесах. Тем временем стрелок доставал гаечный ключ и откручивал запасное колесо и колесо коляски, менял их местами и затягивал гайки. Все это время водитель выписывал циркуляции, удерживая мотоцикл на двух колесах с задранной вверх коляской. Мало кто из современных опытных байкеров рискнет повторить такой трюк.
Советские подразделения военных мотоциклистов традиционно относились к бронетанковым частям, а их мотоциклы числились как бронетехника. Поэтому военнослужащие мотоциклетных рот носили в 1972 году установленную приказом №250 1970 года форму бронетанковых частей. Летняя и зимняя парадная, парадно-выходная, повседневная и полевая форма мотоциклистов была общей со всеми Сухопутными войсками, особенностью бронетанковых частей был черный цвет околышей фуражек, погон, петлиц и особый нарукавный знак, носившийся на парадном кителе и шинели.
Нарукавный знак имел вид щита, на который сверху была наложена красная звезда (эмблема ВС СССР), снизу – изображение танка Т-60 (эмблема Бронетанковых войск). Полевое снаряжение использовалось единого для всех ВС типа. Кроме обычного набора предметов униформы и снаряжения мотоциклисту, как члену экипажа боевой машины полагался комплект рабочей формы одежды, а также танковые комбинезон, шлем и очки. По воспоминаниям ветеранов СА реальная боевая служба вносила свои коррективы во внешний вид мотоциклиста. Стальной шлем никогда не использовался, из снаряжения надевался только необходимый минимум, саперные лопатки, крайне неудобные для мотоциклиста, крепились не к поясному ремню, а к борту мотоцикла на зажимы, чаще всего вся система РПС с подсумками оставалась на складе. Танковые очки советского производства, ужасного качества, выдаваемые интендантами, заменялись лыжными очками, купленными в спортивном магазине военнослужащими за свои средства. Внешний вид советского военного мотоциклиста был бы не полным без кип газет «Красная звезда», засовываемых в пространство между униформой и танковым комбинезоном, а так же в шлемофон, для дополнительной защиты от ледяного, режущего встречного ветра.

Служба военного мотоциклиста была воистину «и опасна и трудна», тем более обидно, что информации об этих очень необычных войсках было и есть крайне мало. От посылаемых ГлавПУРом военных корреспондентов требовали демонстрации всесокрушающей мощи Советской армии, гигантских ракет, сверхзвуковых самолетов и танковых монстров, как спички ломающих огромные деревья. Тут было уже не до каких-то мотоциклов. Поэтому и приходится сейчас ребятам из симферопольского патриотического клуба по крупицам отрывочных сведений, заново восстанавливать картину боевой службы этих интереснейших войск. Как и вся Советская армия, они были готовы в тяжелый час встать на защиту своей Родины и, если понадобится, отдать свои жизни за нее.

 

Продолжение следует…. Но не у нас!
     Сегодня в нашей стране – военные мотоциклисты, по мнению высших чинов Украинской Армии, анахронизм и каменный век. При этом многие сопредельные государства не только не вывели из вооружения армейские мотоциклетные подразделения, но и наращивают их количество в строевых частях. Задачи те же, правда методы их решения и тактика поменялись, отдавая дань новому, более современному методу ведения войны. Например, в последней Иракской компании, британские разведчики и спецназовцы успешно использовали «двухколесного» коня при разведывательных и диверсионных операциях в тылу отступающей «хусейновской» армии. Их опытом воспользовались и наши восточные соседи! Подразделения российских ВДВ уже получили специально сконструированные для нужд парашютно-десантных войск новенькие «УРАЛы», которые в значительной степени увеличили мобильность современного российского десанта.
Проанализировав опыт современной войны, где «умные бомбардировки» и «самолеты невидимки» не дали стопроцентной гарантии стратегического и тактического успеха, военные многих европейских стран, а так же США, стали активно восстанавливать мотострелковые подразделения и разрабатывать для них современную мотоциклетную технику.
Кроме этого, в нескольких южноамериканских странах, большой популярностью стали пользоваться СНГ-шные мотоциклы -  «Днепры» и «Уралы» с ведущей коляской! Их очень любят в пограничных войсках сразу нескольких латиноамериканских стран и не только за их дешевизну, ведь в условиях джунглей не каждый «джип» пройдет по горному бездорожью… а «совковый» мотоцикл, чья компоновка и конструкция практически не изменилась с середины прошлого века, оказывается, проходит! Но не думайте, что латиноамериканцы «изобрели очередной велосипед» – практически все сопредельные с Украиной западные страны для охраны своих границ, в отличии самой Украины, пользуются мотоциклетной техникой! Это конечно уже давно не наш с вами «дедушка Днепр», но все же! Наши же пограничники по-прежнему охраняют рубежи родины, как говорится «на своих двоих». А ведь исправить положение еще сейчас – просто! Заводы то еще есть, была бы воля к решению проблемы и государственный заказ! Однако, к чужому военному и передовому опыту, мы как всегда традиционно глухие и слепые! Хотя о чем говорить, наша «незалежная» страна, себя испокон веков, считает слишком бедной, что бы иметь современную, мобильную армию. Мол, отсидимся в окопе – «авось не зацепит», думают генералы и политики, видимо «про себя», считая собственную Украинскую армию малозначимой в деле обеспечения национальной безопасности пока еще Независимой Украины.

Major©

номер 52 » Архів номерів » номер 20 » СКОРОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ