logo

ПРОБЛЕСКОВЫЕ ОГНИ

или ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ ПАТРУЛЕЙ ПОЛИЦИИ США

Так исторически сложилось, что пальму первенства в создании первого патрульного полицейского автомобиля, всегда оставляли за Соединенными Штатами Америки. Конечно, первые стражи закона в США появились намного раньше первых автомобилей. Хотя, когда первые, немногочисленные американские патрульные, чаще всего «Шерифы», уже восседали на железных конях, в тогдашней Украине, входившей в Российскую империю, городская полиция по-прежнему пользовалась проверенным веками транспортом – лошадью. Да и собственно надобности в автомобилях то и не было – ведь основным дорожным транспортом по-прежнему оставались лошади да подводы.


Так исторически сложилось, что пальму первенства в создании первого патрульного полицейского автомобиля, всегда оставляли за Соединенными Штатами Америки.
Конечно, первые стражи закона в США появились намного раньше первых автомобилей. Хотя, когда первые, немногочисленные американские патрульные, чаще всего «Шерифы», уже восседали на железных конях, в тогдашней Украине, входившей в Российскую империю, городская полиция по-прежнему пользовалась проверенным веками транспортом – лошадью. Да и собственно надобности в автомобилях то и не было – ведь основным дорожным транспортом по-прежнему оставались лошади да подводы.
     Даже когда в 20-е годы в уже тогдашней Советской России и его сателлитах массово на дорогу начали выезжать автомобили, про механизированный патруль в молодой Советской милиции даже и не думали, продолжая выводить на патрулирование конные разъезды, озаботившись лишь вопросами организации и регулировки движения, на улицах крупных городов. По истине тогда автомобиль действительно, в первую очередь был роскошью, а уже потом средством передвижения, причем даже для тогдашних уголовных элементов, которые по привычке пользовались «на деле» старой проверенной гужевой подводой.
     В США же с массовым появлением автомобилей в личной собственности американских граждан у американской полиции, кроме организации движения в городах, проблем кардинально добавилось – первые ДТП, первые угоны, и первые вооруженные погони наглядно показали полиции необходимость не отставать от технического прогресса. Да и преступность в отличии от Советской, была не прочь воспользоваться тем самым «прогрессом» в своих грязных целях, ведь за деньги, которыми располагала мафия, тогда в США можно было оснастится лучше полиции, что говорить, если впервые автоматическое оружие появились не у полиции а у гангстеров. В то время Америка 30-х уже по уши погрязла в организованной преступности, коррупции, нелегальной эмиграции и контрабанде алкоголя. В отличие от стражей порядка бандиты могли позволить себе самые современные, самые мощные и скоростные автомобили. Контрабандист времен «сухого закона» скрывался от блюстителя порядка на каком-нибудь «Паккарде» мощностью в 50 сил, в свою очередь гнаться за подобным железным конем на лошади, или велосипеде было делом нереальным! Посему дабы уравнять шансы, власти штатов со скрипом, но все же пересадили правоохранителей на автомобили, причем естественно на деньги американского налогоплательщика.
     В отличии от «Штатовской периферии», где все еще предпочитали автомобилю коня или на крайний случай велосипед, патрульные полицейские автомобили массово появились к началу 30-х годов, практически во всех крупных городах США. В основном, это были Ford А образца 1927 года. Полицейские управления тогда, так сказать, перебивались с хлеба на квас, поэтому многие и выбрали самую дешевую машину. Городок с населением 200–300 тыс. человек мог позволить себе не больше трех-четырех полицейских авто, но важный шаг в борьбе с преступностью, уже вкушающей плоды технического прогресса, был сделан.
Все машины были выкрашены стандартной черной эмалью, и ничем особенным от серийных образцов модели А не отличались. Вообще, термин «полицейский пакет», в современном понимании означающий дополнительные полицейские опции и тройной запас прочности некоторых узлов автомобиля, появился лишь к середине 50-х годов. Сейчас кажется забавным, что далеко не все американские полицейские в 30-х годах имели униформу, и полицейский значок зачастую был единственным отличием стража правопорядка от простого смертного. И это во времена разгула преступности, когда бандиты стреляли в любого, кто казался им подозрительным!
Многие полицейские в те годы (оставшиеся в живых) жаловались начальству: мол, пока догонишь автомобиль с бандитами, пока с ним поравняешься и покажешь в форточку полицейский значок, тебя всего изрешетят – гангстеры начинают палить из всех стволов, думая, что их преследует конкурирующая банда. Действительно, бандиты старались не конфликтовать с копами, ибо  считали что дешевле было их купить, чем потом иметь дело с федеральными властями, посему в отличии от конкурентов, полицию организованная преступность в те годы боялась «в последнюю очередь».
     Дабы лишний раз не подставлять своих сотрудников под пули, полицейские департаменты стали обозначить полицейские экипажи жестяной табличкой «POLICE» на крыше или на радиаторе (в продвинутом Нью-Йорке рядом с ней еще закрепляли фару), с маркировкой номера участка на дверях всех полицейских машин. К середине 30-х практически все патрульные машины США обзавелись таким экстерьером. В связи с тем, что разные полицейские департаменты закупали машины разных марок, каждый по своему усмотрению, парк их был неоднородным. Однако в большинстве случаев на полицейскую работу поступали автомобили наиболее дешевые автомбили Ford, а затем и Plymouth серий RA и RB.
К концу 30-х годов жестяные таблички на полицейских автомобилях сменили световые колпаки с той же надписью «POLICE», которые просуществовали около 30 лет. Для большей заметности патрульной машины кузова начали красить в комбинированные цвета или рисовать вдоль кузова белые полосы. Ассортимент автомобильного колера в те времена был небогат, и полицейские авто в США стали либо черно-белыми, либо бело-черными, а нью-йоркские обзавелись еще и болотно-зелеными дверьми мрачного оттенка. На крыше, капоте и крышке багажника позже появились крупная надпись «POLICE» и регистрационный номер автомобиля. Теперь полицейскую машину трудно было не узнать, а самое главное – легко было идентифицировать конкретный полицейский экипаж, чтобы, скажем, пожаловаться на его неправомерные действия.
     Первые полицейские автомобили выбирались по нескольким параметрам, основными были скоростные характеристики, мощность двигателя и долговечность кузова. В связи с этим практически все служебные машины вплоть до середины 50-х годов имели шильдики Ford и Plymouth (кузов «купе» был особенно популярен). Практичности этим машинам было не занимать – легкие, мощные, неприхотливые, настоящие рабочие лошадки. Была только одна серьезная проблема – транспортировка задержанного в участок. Автомобиль не был оборудован перегородкой, отделяющей преступника от полицейского. Патрульному приходилось усаживать правонарушителя на переднее пассажирское сиденье, что было небезопасно. Забегая вперед, скажем, что первые седаны в распоряжении полицейских появились лишь в 1956 году, и они уже были оборудованы под транспортировку задержанных на заднем сиденье.

 

Первые патрульные машины не имели в арсенале даже обычного радио, не говоря уже о двусторонней радиосвязи. Автомобильный радиоприемник был дорогим удовольствием в те годы, но уже к середине 30-х большинство полицейских машин оснащалось радиоприемниками Galvin Manufacturing (впоследствии Motorola), работающими на полицейской волне 1682 кГц в диапазоне АМ (средние волны). Каждое уважающее себя полицейское управление устанавливало свой передатчик на самой высокой каланче в округе, одновременно радиофицируя патрульные машины. На полицейской волне не транслировали веселые песенки, но централизованно управлять патрульными экипажами стало легче.
В 1941 году в полицейских машинах появились FM-рации в комплекте с АМ-приемниками общей полицейской волны. Радиооборудование занимало большую часть багажника автомобиля, антенна дугой огибала крышу, так что сами копы частенько называли свои машины «радиомобилями». Чтобы упростить работу полицейских, микрофон и наушник были вмонтированы в обычную телефонную трубку. Эта схожесть с обычным телефоном, да еще в автомобиле, в те времена производила на неискушенного обывателя сильное впечатление.

В начале 60-х годов с крыш полицейских машин окончательно были убраны световые колпаки «POLICE», а на их месте появились первые круглые «мигалки» красного цвета с желтой лампой внутри и хромированной юбкой. Американская шпана тут же приклеила к машинам с мигалками прозвище berry – «ягодка». Позже, в середине 60-х, к мигалкам на крыше гармонично приросли сирена и громкоговоритель. Законодательно было закреплено право полицейского автомобиля с работающими проблесковыми огнями и включенной сиреной, на преимущество в движении. Штраф за несоблюдение этого правила со временем установили такой, что, завидев позади себя полицейский автомобиль с переливающимися огнями и сиреной, американские водители в панике шарахаются к обочине или на тротуар, предпочитая задавить пару-тройку зазевавшихся пешеходов, нежели получить от полицейского квитанцию на тысячу долларов штрафа.
С 70-х годов фонари с красными и белыми, а с 90-х еще и с синими проблесковыми маячками стали укреплять на крыше машин на специальные стойки либо устанавливать сплошные колпаки вместе с громкоговорителями и сиреной. Это не только придавало внушительности и без того грозным американским копам, но и облегчало демонтаж светового и звукового оборудования с одной машины и установку его на другую. Боевой раскрас нью-йоркских полицейских машин в 1970 году кардинально поменялся: сам кузов – голубой, двери – белые. Это как бы символизировало прозрачность американской полиции для общества.
     Кроме надписи «POLICE» и регистрационного номера на капоте, крышке багажника и крыльях автомобиля, появился крупный номер на крыше для контроля с вертолета, номер вызова службы спасения – 911 и, конечно, герб штата, округа или города, сообщающий о «прописке» автомобиля. На машине обязательно указывается, какому подразделению она принадлежит, – К9, дорожный патруль, служба парковки или что-то иное. Многие современные полицейские автомобили окрашены преимущественно в белый цвет. Как показывает практика, это не мешает восприятию знаков отличия на кузове.
     Сегодня на американских просторах можно встретить полицейские автомобили самых разных классов, в том числе внедорожники Jeep Cherokee, Ford Explorer, Chevrolet Blazer и даже Hummer, минивэны Pontiac Transport, Chevrolet Lumina и Ford Aerostar, а также спортивные Chevrolet Camaro и Ford Mustang (принадлежат патрульным службам скоростных шоссе). Полиция США уже давно не закупает универсальных машин на все случаи жизни. Для хайвэев – одни машины, для собачьего патруля К-9 – другие, для городских улиц – третьи и так далее. Парк легковых автомобилей дополняют многочисленные автобусы, грузовики, бронированные автомобили, специальная техника парковочных служб и огромный парк патрульных мотоциклов.
Ни одно полицейское транспортное средство никогда не выйдет на смену без тщательного технического осмотра, а любое даже незначительное повреждение полицейской машины – повод списать ее, даже не прибегая к ремонту. Нещадная эксплуатация и стремление полицейских не отставать от жизни делают недолгим век полицейского авто. Пять-семь лет, и автомобиль либо списывается в утиль, либо, если еще достаточно крепко стоит на колесах, попадает к автомобильным старьевщикам, которые уничтожают полицейскую символику и после косметических процедур пускают его в продажу. Главное в этой ситуации то, что власти, наконец поняли, что если выделять все лучшее для охраны общественного порядка, порядка на дорогах будет больше, а бандитов – меньше. Вот если бы еще у нас в подобных вопросах был такой же государственный подход, вот тогда уж точно – бандиты поголовно таки сидели бы в тюрьмах!

Александр РУЧКО

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ......

номер 52 » Архів номерів » номер 21 » ПРОБЛЕСКОВЫЕ ОГНИ