НА РУБЕЖЕ ПАМЯТИ

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЗАЩИТНИКАМ КИЕВА – БОЙЦАМ ЗНАМЕНИТОГО КиУР

6 сентября 2010 года, под Киевом в районе пос. Белогородка прошел очередной военно-исторический фестиваль, посвященный 80-летию Киевского укрепленного района (КиУР) и обороне г. Киева в августе-сентябре 1941 г.
Именно в этом году, 28 августа, исполнилось  80 лет со дня издания Советом Народных Комиссаров СССР приказа №273/52 о формировании управления Киевского укрепленного района. Этот укрепленный район был построен в период 1929 – 32 г.г. и непосредственно прикрывал город Киев на его западных подступах. Также он входил в состав комплекса  долговременных оборонительных сооружений, известного как «линия Сталина» и простиравшегося от Ладожского озера до Чёрного моря.

Значение укрепленного района в оборонительных боях за Киев в 1941 году нельзя недооценивать. Благодаря его защитникам, состоящим из регулярных частей Красной Армии и народного ополчения, Киев не был взят с хода в июле 1941 года прорвавшимися к городу немецкими танковыми частями, не был взят город и штурмом в начале августа. Оборона Киева продолжалась 72 дня, и, понеся большие потери в боях за Киев, немецкие войска были вынуждены прибегнуть к стратегическому окружению. Только 19 сентября был отдан приказ оборонявшимся в Киевском укрепрайоне войскам – отходить, доты – взорвать. Большая часть сооружений была подорвана советскими войсками при отступлении, некоторые – разрушены немцами во время штурма города и во время оккупации Киева. На данный момент сохранилось около 220 сооружений, из них около 50 – сохранились целыми.


На сегодняшний день подавляющее большинство таких сооружений представляют собой жалкое зрелище – превращены в свалки мусора, уничтожаются добытчиками металлолома, разрушаются при застройке территории, даже когда они не мешают застройке. Дальнейшая их судьба печальна – земля под Киевом, на которой располагаются сооружения укрепрайона, практически полностью распродана под жилую и промышленную застройку, находящиеся на ней объекты будут просто стёрты с лица земли. По сути – памятники героизму защитников Киева, их воинской доблести оказались никому не нужными. Причина этого очевидна – большинству наших граждан практически ничего не известно о комплексе укреплений вокруг столицы.

Энтузиасты из МАИФ «Цитадель», в сотрудничестве с клубом реконструкторов «Красная Звезда» и Белогородским сельским советом прилагают максимум усилий в создании на территории с. БелогородкаКиево-Святошинского района Киевской области военно-исторического комплекса «Киевский укрепленный район», для сохранения и восстановления героической страницы в истории города Киева. На базе сохранившихся оборонительных сооружений планируется воссоздать фрагмент линии обороны, таким образом реально воплотив в жизнь «Положение про пояс боевой славы города-героя Киева», утвержденного Представителем Президента Украины в г.Киеве 26.10.1993 №005-35 и Представителем Президента Украины в Киевской области 28.10.1993 №1-20-2081.
При этом  энтузиастами планируется создать уникальный музейный комплекс
на территории Украины, аналоги которому успешно функционируют в других странах – в частности, в Беларуси, в ряде стран Евросоюза. Тем более, в связи с проведением в Украине финальной части футбольного чемпионата Европы в 2012 году и посещения нашей страны
большим числом иностранных болельщиков, предполагается значительный интерес к истории столицы Украины со стороны иностранных граждан. Естественно, будет странно, если в программе туристических маршрутов не появится экскурсионная программа «Оборона Киева во Второй Мировой войне». Но, к сожалению, показывать сохранившиеся объекты в их современном состоянии просто стыдно.

Без государственной поддержки, одними только усилиями неравнодушных к своей истории киевлян и жителей области, привести в порядок такую территорию невозможно.
Поэтому первым шагом в это святом деле стал старт информационной акции по привлечению внимания государственных деятелей, которая была начата несколько лет назад с ежегодного военно-исторического фестиваля  в с. Белогородка, Киевская область, на прилегающей к оборонительному объекту №401.
В программе этого фестиваля, проводимого в первые выходные каждого сентября – презентация будущего военно-исорического комплекса, выступления ветеранов ВОВ, выставки фотографий и архивных документов тех лет, семинары по вопросам истории, и главное -театрализованное действо, завершающее ежегодный фестиваль – реконструкция сражения тех лет силами военно-исторических клубов Украины и не только.

Собственно, в Украине, по прежнему остались люди, которым мало чтить память героических предков простым возложением цветов к их памятникам. Они посвятили все свое свободное время на реконструкцию тех, вроде бы, уже далеких трагических исторических событий второй мировой войны, оживляя их для современников в дне сегодняшнем. Называют их «реконструкторами», а их мероприятия, связанные с реконструкцией того или иного сражения, впору снимать для современных художественных фильмов про вторую мировую войну.

Военно-историческая реконструкция является одной из самых действенных форм изучения военной истории, позволяющая дополнить сведения почерпнутыми из документов, книг, фильмов собственными впечатлениями. Особые ощущения, которые испытывают участники военно-исторической игры по яркости и остроте несравнимы ни с какими другими эмоциями, знакомыми «обычному человеку». Военно-историческая реконструкция похожа на машину времени, которая позволяет перенестись на много лет назад, оказаться на поле боя, перевоплотиться на некоторое время в воина, почувствовать себя бойцом. Чтобы получить наиболее верное представление о событиях войны, полнее осознать колоссальную тяжесть борьбы, которую пришлось вести Красной Армии против страшного противника, которым был германский Вермахт, члены клуба изучают историю с двух сторон – советской и немецкой. Этим и объясняется деление на две противоборствующие стороны,  которые выступают противниками на период проведения военно-исторических игр.

Собственно говоря, военно-историческая реконструкция - это своего рода спектакль, сюжетной линией которого является какое-либо сражение, бой, эпизод военных действий между противоборствовавшими армиями определенной эпохи. Реконструкция этих событий является максимально исторически достоверным "слепком" с прошлого, события, произошедшего в конкретное время на конкретном участке фронта.   Реконструируется не только форма, вооружение, предметы экипировки, снаряжение, но и предметы быта, тактические знаки, дорожные указатели, пропагандистские материалы и прочие предметы, находившиеся у противоборствующих частей.
Немалую роль «на поле» играет и военная техника времен второй мировой войны, часть из которой является подлинной до детали. Много так называемых «реплик» - действующих моделей именно того периода, с той самой раскраской и маркировкой, характерной  для данного участка фронта и подразделения. Кстати многие из этих «реплик» создавались буквально по крупицам, ибо никакой на сегодня технической документации на бронемашины времен войны прошлого века, по сути, не сохранилось. Конечно, во многом это скорее действующая модель бронетехники, чем реальная боевая единица, однако она так же прекрасно двигается, и даже стреляет!
К слову, в числе исторических самоделок есть даже танки! Конечно, по весу и бронезащите они явно уступают своим реальным, боевым собратьям, однако отличить современный, созданный в гаражных условиях от танка серийного – созданного в середине прошлого века неспециалисту очень сложно, даже стоя рядом.

«Реконструкторы» добрались даже до авиации того времени. Правда, построить полноразмерную действующую «реплику» истребителя или штурмовика прошлого века сложнее, чем даже танк того же периода, отчего авиатехника на подобных военно-исторических сражениях редкость, чаще роль вражеских истребителей выполняют спортивные самолеты из ближайшего авиаклуба.
Именно превосходство немецкой авиации в 1941 году изображали украинские летчики на правдоподобно «размалеванных» крестами советских Яках в то сентябрьское утро 2010 года. 

В небе завывали авиамоторы, на земле рвались бомбы, «вражеская авиация» «ходила» буквально по головам обороняющихся бойцов РККА.  Полуторки с беженцами, отступающие красноармейцы, паника среди гражданских во время налета немецкой авиации – все это было в 50 метрах от зрителей, у которых дух захватывало после каждого взрыва «авиабомбы». И все это буквально вталкивало их в гущу тех трагических событий, окутывая эффектом присутствия на поле сражения. Вот солдаты Красной Армии снимают с кузова грузовика мирных беженцев, испуганный взрывами ребенок на руках колхозницы рыдает самым настоящим образом, паника на лице солдат вполне убедительная… а в небе, как в том далеком 1941-м – немецкие асы от чувства собственного превосходства воодушевленно крутят фигуры высшего пилотажа, поочередно заходя на штурмовку переправы через реку Ирпень

Динамика сюжета пытается, но не может подавить драматизм происходящего.
Вот на дороге появилась разведка немецкой танковой армии – оторвавшись от основной группы, головная немецкая бронемашина при поддержке мотоциклистов пытается проскочить опасный участок, но попадает в засаду. Экипаж пленен, бой завязывается непосредственно на подступах к доту.  Попытка взять дот сходу у немцев проваливается.  Не помогают даже огнеметчики, вполне натуральнопытающиеся выжечь  дот вместе с его защитниками. Рукопашная на бронеколпаке дота – не замолкающие пулеметы в огне огнемета. Противник под самыми амбразурами – пытается забросать дот гранатами и дымовыми шашками… но тут вновь контратака, вновь штыковая. Вперемешку – красноармейские гимнастерки, мышиные мундиры вермахта, черные эсэсовские кителя, полосатые тельняшки моряков Днепровской флотилии, зеленые и синие околыши на фуражках чекистов из погранвойск и войск НКВД. Тревожная завязка – эпическая кульминация – оптимистический финал.
Каких то полчаса сценического времени, под завязку наполненных шумовыми эффектами и пластикой действий, характерными эпизодами и величественностью событий.
Да, это действительно было…было, именно так. Тот бой, выигранный в сентябре 1941 в районе поселка Белогородка у дота с номером «401» сводным отрядом лейтенанта Таранца, не стал окончательным поворотом в войне. Но вместе с тысячами таких же боев, он стал одним из краеугольных камешков мая 45-го.
И когда Киев был оставлен, еще многие недели в дотах укрепрайона продолжали сражаться – сражаться без надежды на спасение, без мольбы о пощаде, сражаться, даже смертью своей приближая Победу.
Вот в памяти о ни х и осталось масштабное историческое действо – реконструкция боя у дота № 401 «линии Сталина» у поселка Белогородка, откуда до Киева – рукой подать.

Военно-историческая реконструкция в Белогородке (здесь она уже, кстати, третья по счету) не обошлась без различных структур и организаций выступивших в качестве помощников и спонсоров.
Организаторы искренне были благородны за разнообразные формы участия и сельского совета, и Министерства обороны и торгового дома Шереметьевых, и киностудию им. Довженко. Особой строкой отмечалась действенная помощь, оказанная Гостаможслужбой, которую сего дня возглавляет Игорь Калетник.
И, конечно же, стоит выразить глубокую благодарность ребятам из киевской «Красной Звезды», десятков других военно-исторических клубов, которые, расходуя личное время и собственные средства (немалые кстати – к слову экипировка бойца любой из противоборствующих сторон обходится в пределах 1500-200 долларов), оберегают историческую память  Украины и выводят нас на новые рубежи защиты ее истории.

Следующая масштабная реконструкция, ожидается под очередную годовщину освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков в ноябре этого года в районе мототрека Пирогово.

Огромное спасибо всем участникам и организаторам этого фестиваля за проделанный ими труд.

 

Виктор МАЗАРОВ
Александр РУЧКО

Главная » Архив номеров » номер 21 » НА РУБЕЖЕ ПАМЯТИ