ВСЕ РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ

ГЛАЗ НЕСУЩЕЙСЯ КОШКИ

Новейшие военные электронные технологии все чаще и все плотнее входят как в военную, так и в гражданскую повседневную жизнь. Особенно пользуются спросам системы двойного назначения, которые с таким же успехом могут использоваться как в гражданской, так и в военной индустрии.
Еще вчера в Европе, автомобильная безопасность ассоциировалась обычно только с пассивными системами защиты пассажиров при авариях, которые включали подушки безопасности и пристяжные ремни для уменьшения риска или серьезности травм. Это направление остается важнейшим в сфере обеспечения безопасности, но мы вступили в новый век и сегодня, пассивные системы все более дополняются активными системами безопасности, известными, например, как АБС, ЕSP, TPMS и прочие…

Упор делается уже не на предотвращение последствий аварии, а на возможность вообще избежать катастрофы за счет предупреждения водителя об опасной ситуации или частичного или полного вмешательства в управление автомобилем посредством осуществления интеллектуальных функций, выполняя их быстрее и качественнее, чем высококвалифицированный водитель. В критических ситуациях вождения активные системы помогают водителю в управлении, поэтому многие из них получили название систем помощи водителю (СПВ).
Развитие технологий датчиков и микроконтроллеров приблизили распространение интеллектуальных систем безопасности, к которым относятся системы помощи водителю. Современные интеллектуальные ИС датчиков позволяют комбинировать сенсорные функции с обработкой сигнала и выполнять предварительное преобразование данных, что снижает нагрузку на централизованную систему и значительно снижает ее цену.
В своем стремлении обеспечить конкурентноспособность своих автомобилей автомобильные производители поддерживают передовые сенсорные технологии которые до этого активно использовались и заказывались военными, закладывая эти системы в свои автомобили верхнего рыночного сегмента, вслед за чем они мигрируют в большинство стандартных автомобилей среднего ценового класса и распространяются повсеместно.
Как известно, системы автомобильной безопасности — крупнейший сегмент рынка для сбыта датчиков инерции: акселерометров и гироскопов, датчиков положения пассажиров и скорости колес, обнаружения внешних и внутренних объектов и давления накачки шин. Наиболее быстрорастущий сектор рынка сегодня — это системы предотвращения или предупреждения аварий, включающие датчики давления шин (мы уже писали об этой системе в предыдущих номерах), а так же систем позволяющих водителю видеть препятствии в условиях полной или частичной видимости. Сюда входят инфракрасные датчики, дающие сигнал о нахождении в мертвой зоне обзора зеркал другого автомобиля, различных «радаров» измеряющих дистанцию, как между автомобилями, так и при парковке расстояние до препятствий находящихся вне поля зрения водителя, а так же видео  камер различного назначения, начиная от заднего обзор, и заканчивая ночным виденьем.
На последней функции систем активной безопасности связанной с системами ночного виденья и тепловизорами, которые до этого можно было встретить лишь на военной технике, я бы хотел остановиться по-подробнее.

Видеть всех…. и все!

Анализ ДТП с участием пешеходов показывает, что 80 % этих ДТП произошли, когда пешеходы переходили улицу или дорогу справа налево по ходу движения автомобиля. При этом количество эпизодов случившихся при плохой видимости или даже в ночное время суток значительно превышает количество случаев в дневное время суток. Это объясняется, во-первых, тем, что движение пешеходов происходит очень близко относительно правой стороны по ходу движения автомобиля, и если проезжая часть кое как освещается, то тротуары часто всего находятся вне зоны действия фонарей уличного освещения. Кроме того, проезжая часть лучше всего просматривается с левой стороны по ходу движения. Соответственно, когда пешеход пересекает проезжую часть слева направо по ходу движения автомобиля, его лучше видно водителю, который имеет больше возможности (по времени), для предотвращения наезда. Ну а если предположить ту же ситуацию на трассе – шансов увидеть неожиданно появившегося пешехода на краю трассы уменьшаются прямо пропорционально относительно увеличения расстояния до него.

К сожалению, определённая часть пешеходов, либо не знает, либо не выполняет правила движения, пренебрегая ими. Наблюдение за поведением пешеходов ещё на подступах к проезжей части – одна из основных задач водителя при движении в городах и других населённых пунктах. Водителям нужно наибольшее внимание обращать на пешеходов, находящихся с правой стороны по ходу движения автомобиля. Как это сделать в случае если объект наблюдения находится, допустим, за пределами действия фар автомобиля, ведь тут исход ситуации решают секунды!

Свое виденье этой ситуации воплотили в техническое решение немецкие инженеры из компании БОШ, которые вспомнили, что в свое время на нужды немецкой армии  в 40-х уже разрабатывались стационарные системы инфракрасного ночного виденья, правда цели и задачи этих систем лежали скорее в плоскости их военного применения. При этом через 65 лет она наконец то была использована исключительно для мирных созидательных целей. Используя технологии, применяемые в современных ПНВ,  специалисты фирмы БОШ создали специальную инфракрасную камеру, с помощью которой водитель может видеть на обочине или впереди на дороге человека или велосипедиста. Правда, первый блин как говориться, вышел комом. Немецкая страховая компания UDV после многочисленных исследований пришла к выводу, что сократить количество аварий даже с помощью этого устройства не удается.

Дело в том, что инфокрасная камера слишком поздно выдает изображение на панель приборов. К тому же оно нечеткое. В экстренных ситуациях водитель начинает паниковать и резко тормозить. Тормозного пути не хватает, и в худшем случае на одного сбитого пешехода становится больше.

Немцы считают, что второе поколение такого оборудования должно значительно улучшить качество изображения, а сам прибор действительно будет выполнять свою функцию в полной мере.
Следующее поколение этих приборов уже не только выводит изображение на экран, но и, способна уже, распознавать пешеходов и велосипедистов, выделяя их рамочкой. Используется так же распознавание объектов и в системах контроля движения по полосам и контроля дорожных знаков, где также работает видеокамера. По словам инженеров Bosch, «вычислять» объект можно двумя способами – с помощью стереоизмерений двумя камерами и путем расчета явления, называемого оптическим потоком. В этих механизмах интерпретации осуществляется отслеживание перемещения каждого пикселя от одной картинки к другой. Данным разработкам уделяется большое внимание, так как чем полноценнее распознаются объекты, тем эффективнее работают системы активной безопасности и помощи водителю.

Дорого? Тогда сделаем своими руками!

Несмотря на свое несовершенство, опять же, к сожалению,  данные системы пока еще не настолько доступны, что бы хоть как то оценить их эффективность на дороге. Основная причина – финансовый фактор. Данные системы устанавливаются пока лишь, на дорогих автомобилях и опциально на машинах менее престижного класса, при этом как показала практика себестоимость ее достаточно финансово подъемная  для среднестатистического кошелька… если разрабатывать и устанавливать ее самому.
34-летний американец Дарен Хели (Darren Haley), не дождавшись подобных решений от производителей мотоциклов, воодушевившись интернет-публикациями о подобных системах активной безопасности европейских автомобилей, решил сделать собственную систему дорожного ночного видения адаптировав ее под свой мотоцикл BMW R1150GS.
Комплектующие он покупал через интернет и в обычных магазинах. Созданная им с нуля система состоит из инфракрасной камеры, установленной чуть выше индикатора поворота на мотоцикле, и экрана GPS-навигатора, на который, при необходимости передается картинка. В темноте камера распознает объекты, которые не могут быть замечены невооруженным глазом, и которые фара мотоцикла не в состоянии осветить.
«Я часто использую прибор как дополнительное зеркало, поглядывая на него. Разметка и объекты видны очень хорошо, и нет необходимости вглядываться в слепящие фары встречных машин» - говорит Хели, уже откатавший более 14 тысяч километров с установленной системой. Действительно, оборудование мотоцикла прибором вроде этого - серьезный шаг в плане обеспечения безопасности.

Камера, которую использовал умелец, является противоударной и защищенной от влаги. Дарен считает, что крупные производители, если бы взялись за промышленное производство, то смогли бы вывести цену прибора в розничной продаже на уровень 2000$ или даже меньше. Думаю, это блестящая идея, и производители мотоциклов, равно как и райдеры-пользователи оценили бы это по достоинству!
Как следует из вышеописанной ситуации, тормозит развитие индустрии активной безопасности транспортных средств отнюдь не технический прогресс, а желание некоторых крупных автомобильных компаний как можно больше получить с внедрения новинок финансовой выгоды, до того, как подобные системы начнут массово производиться другими более мелкими производителями, что пока не дает основания делать выводы об эффективности той или иной новейшей системы активной безопасности из-за низкой массовости ее внедрения.
Ну что ж, подождем, пока неписанные законы рынка скажут свое слово – ведь спрос всегда рождает предложение…   Спрос есть – а вот предложение пока не удовлетворяет всех требований безопасности дорожного движения как по качеству изделий так и по массовости внедрения их в автомобильное производство…. Подождем.

 

 

 

 

Major©

 

Обсудить на форуме

 

Главная » Архив номеров » номер 25 » ВСЕ РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ