БРОНЕ-ХОББИ

 


Весь мир знает знаменитого конструктора прославленного Т-34 М.И. Кошкина. А вот его скромного коллегу, современного талантливого инженера Вячеслава Веревочкина, до недавних пор не знал никто.  Оно и понятно – Михаил Кошкин был конструктор танков, а Вячеслав Веровочкин их реконструктор!  В чем различие? Да очень просто, инженер Веревочкин строит полноразмерные и полнофункциональные копии прославленных боевых машин, которые, даже забравшись на них «броню» отличить от реальных танков невозможно!
А началось все с того, что житель села Большой Оеш Колыванского района (Новосибирская область), Вячеслав Веревочкин, раздобыл в архивах схемы военной техники прошлых лет и своими руками собрал целую коллекцию полномасштабных действующих моделей, некоторые из которых являются уникальными.
Вся техника сельского «танкиста» изготовлена в натуральную величину и полностью соответствует промышленным образцам времен войны. Машины «на ходу», имеют точную оптику и необходимое оборудование, стреляют деревянными снарядами.
Когда мастера журналисты называют «сибирским Кулибиным», то они немного кривят душой, ибо «самодельщик»  Веревочкин, далеко не «Кулибин» в своем деле, а скорее профессионал! Первые тридцать лет офицер Веревочкин занимался боевой техникой по долгу службы — в армии(Вячеслав Веревочкин - бывший зампотех танковой бригады). За эти годы собственноручно разобрал и собрал все, что в армии движется, и современная техника ему сегодня неинтересна. А вот интерес к старой военной технике времен 2-й мировой войны, у офицера Веревочкина, судя по всему давно. И вот когда он ушел на заслуженную пенсию, он воплотил свое хобби не только в чертежах, но и в металле!

 

Делает свои танки «броне-мастер» вручную, тут ни о какой конвейерной сборке речи нет, как и нет речи о промышленных мощностях его производства, при этом качество реконструированной военной техники  впечатляет!  Всего лишь с парой помощников, Веревочкин делает из старого железного хлама, образцы военной техники, часть из которых в мире сохранились единицы, и все по старым чертежам, с точностью до миллиметра выдерживая размеры деталей.
Под окнами его дома - уже целый музей танков и бронемашин. Последний экземпляр, к прошедшему юбилею Победы - легендарная "Катюша".

 

Труд грандиозный: только направляющие для ракет "Катюши" весят около 2,5 тонны, не говоря уж о самом выточенном практически вручную автомобиле. Первые помощники подполковника в отставке - зять Максим Свекла и внук Вячеслав. Они команды "деда" выполняют беспрекословно и при этом не перестают удивляться: снова получилось!
Чертежи боевой машины ставшей шасси для «Катюши», на основе ленд-лизовского «Студебеккера»,  инженеру Веревочкину достались с самого завода Коминтерна в Москве (не напрямую, конечно, посредством третьи руки, но сомневаться не приходится - заводские). Без настоящих чертежей Вячеслав Веревочкин за работу не возьмется: видимо, оттого все его шедевры не только выглядят как настоящие, но и ездят. Любая модель Веревочкина - на ходу, это авторский стиль, если хотите. Например, чертежи собранного не так давно "Тигра" он добывал в Кубинке - подмосковном музее бронетехники. Говорит, рисовали их немецкие пленные.
    

Кстати, немецкий «Тигр» - самый удачный из наиболее мощных немецких танков  Второй мировой войны, почти не имевший равных до 1944 года и когда-то пробивавший броню Т-34 с расстояния 1,5 км, в текущее время стоит у Вячеслава Веревочкина на огороде. Мирно, так сказать, соседствует с советскими БТ-7 ("Быстроходный танк" 1930-1940-х годов, воевавший на Халхин-Голе и озере Хасан), Т-34 и КВ-2. Кстати – «Клим Ворошилов-2» - предмет особой гордости мастера. Их всего было выпущено 300 штук, отличался он от КВ-1 высокой башней в которой была установлена 85-мм гаубица.  Большая часть из них были потеряны в первые месяцы войны причем в основном подорваны своими же экипажами, после того как заканчивалось горючие и боеприпасы – подбить эту по сути «крепость на траках» удавалось лишь из зенитной артиллерии,  и то, обездвиженный танк при этом продолжал сражаться. Так в первые дни войны, на западной Украине, один подбитый немецкой «зитинкой» КВ-2, сдерживал больше суток продвижение целой фашисткой дивизии!  Неожиданное появление неуязвимого танка на краю автомобильной трассы настолько ошарашило фашистов, что даже после того как экипаж расстреляв весь свой боезапас, через  неполные двое суток покинул подбитую машину, немцы еще несколько часов боялись к нему приближаться. Сейчас подобный танк в мире остался в одном экземпляре - в Музее Вооруженных Сил.  А вот теперь их два – один настоящий, но стоит как экспонат, другой не настоящий, но полнофункциональный, передвигается, и  вращает башней и скоро будет сниматься в кино про Великую Отечественную войну.


     

Рядом с танками на сельской улице, где живет мастер – стоит броневик «Остин-Путиловец», с надписью на борту «Украинец». Всего же в «колонне» сибирского Кулибина - 12 разных моделей, от тяжелых штурмовых танков до «малышей» вроде англичанина Mk3 (он пока в ангаре, рядом с «Катюшей») и британских бронеавтомобилей яркой раскраски. Может, в скором времени вся эта красота переместится с сельской улицы в Колыванский музей бронетанковой техники - конструктору выделили земельный участок ("Полигон!" - высокомерно говорит подполковник Веревочкин), и он надеется поспеть создать достойную экспозицию уже ко Дню Победы.
Кстати, красавицу "Катюшу" Вячеслав Веревочкин с товарищами делал не для себя, а по заказу главы Карасукского района Новосибирской области. Там тоже к 9 Мая устраивают Мемориал боевой славы, есть уже несколько машин. В обмен конструктору был обещан настоящий тягач Т-34 1942 года выпуска - раритеты часто попадают в металлолом, там карасукцы его и "откопали". Но не исключено, что "Катюша" так и останется в Колыванском районе: до Карасука - 500 километров, чтобы довезти реактивную установку, нужен мощный грузовик с платформой и море солярки, а глава района Александр Гофман забирать на себя такие хлопоты ныне отказывается.
"Предложил мне за свойский счет ему "Катюшу" доставить, - не скрывает удивления Вячеслав. - А где же я возьму столь денег?" Надо сказать, что порядок в танковых войсках нарушается уже не в первый раз. Два года вспять Веревочкина оштрафовали за нарушение Правил дорожного движения (самодельные танки, как "обнаружила" милиция, не были зарегистрированы и не проходили техосмотр, а по улице ездили!).

 

И чуть было не привлекли к ответственности за пропаганду фашистской символики (на немецком Т-6 был изображен прямой крест). Сейчас какие бы то ни было опознавательные знаки на иностранной технике Веревочкин не рисует: на побежденном в 1945-м "Тигре" - только бортовой номер. И сознательно сделанная конструкторами пробоина - для окончательной расстановки акцентов.
В последнее время у мастера много работы. Один из его танков засветился в михалковском блокбастере «Утомленные солнцем-2», после чего Мосфильм стал заказывать для съемок аутентичную военную технику тех времен.  Получилось и дешевле и экспонаты иногда в единственном экземпляре не нужно никуда «волочь» - для этого есть полноразмерная модель Веревочкина.


    

«Никита Михалков никак не мог найти для фильма «Утомленные солнцем-2» модели немецких танков в натуральную величину, - рассказывает Веревочкин. - Кто-то из его соратников прознал про меня и сообщил режиссеру. Директор картины попросил смастерить немецкий танк Т-2D. По сценарию, идут первые дни войны, когда немцы использовали такие танки». Творчество Веревочкина Михалков оценил в двадцать тысяч долларов.

Сегодня у танков Веревочкина богатый актерский опыт — по словам конструктора, его модели были задействованы уже в более чем 10 фильмах про войну.

Последними в студию концерна «Мосфильм» по просьбе продюсера Андрея Лапшина уехали немецкий танк PzKpfw III и советский бронеавтомобиль БА-10. «Наши танки берут на съемки киностудии России и Украины. Привозят обратно все раскуроченные взрывами, приходится заново восстанавливать. Из тех фильмов, что можно купить на дисках в метро, можно привести в пример картины «Лейтенант Суворов» и «Была война» и др.
Мы никому ничего не продаем — даем напрокат в обмен на листы железа, шасси от автомобилей и краску. Никакого бизнеса тут нет — мы еще не созрели, чтобы делать на этом деньги» - отмечает конструктор.
Кстати, в своем «реконструкторском» деле,  подполковник Веревочкин не одинок. Так, например в Новосибирске восстановлением исторической техники занимается ЗАО «Авиареставрация». По словам заместителя генерального директора компании Виктора Вострикова, всего за все время существования «Авиареставрации» было восстановлено до летного состояния около 15 самолетов времен ВОВ.  Так что если в фильме про войну вы увидите в кадре самолеты И-15, И-16 и МиГ-3… то не думайте что это «компьютерная графика»  - это реальная полноразмерная и полнофункциональная модель настоящей боевой машины тех лет.


Александр МАЙОРОВ

 

Главная » Архив номеров » номер 26 » БРОНЕ-ХОББИ