БРОНЯ И СКОРОСТЬ…. годовщине вывода Советских Войск из Афганистана посвящается.

Боевая Разведовательно-Дозорная Машина (БРДМ)

      На небольшом, скромном постаменте, в сквере среди одного из спальных районов города возвышается БРДМ-2 (Боевая Разведывательно-дозорная Машина). Этот монумент, посвященный Войнам-интернационалистам погибшим вдали от родины достаточно символичный, именно БРДМы и БТРы были одними из основных боевых бронированных машин сопровождающих автомобильные колонны с топливом и грузами для нашей группировки по всей контролируемой территории ДРА. Именно эти бронемашины первыми принимали на свою броню шквал огня моджахедов устраивающих засады на горных дорогах Афганистана, именно их броне многие советские солдаты обязаны жизнью, выйдя невредимыми из очередной засады «духов».

Памятник войнам-афганцам на вокзальной площади в Киевской обл. Буча, Украина

Памятник войнам-афганцам, Украина, Крым, г. Белогорск

Памятник войнам-интернационалистам погибшим в ДРА, Украина, Донецкая обл. г. Снежное (быв. Н. Донбасс)

     И, к сожалению именно они, БРДМ-ы, были наиболее уязвимы из всей советской бронетехники в случае грамотно организованного нападения на колонну. «Духи» сначала обездвиживали боевую машину, а потом расстреливали из всех видов стрелкового оружия. Многочисленные случаи поражения легкобронированной техники, сопровождающиеся большими потерями личного состава, вызывали отрицательную психологическую реакцию у солдат.

     Кроме того, конструкция БРДМ хоть и была расчитана на боевое применение, однако на практике броня мало спасала и от различного рода придорожных фугасов и противобортовых мин. Но самой большой проблемой был РПГ (ручной пртивотанковый гранатомет) - на бронетехнике тех лет не было динамической защиты, а к пониманию методов борьбы с кумулятивными зарядами навесными экранами начали приходить только в "афгане" и то на практике и то писанной кровью бойцов. Имея негартивный опыт потерь, и не дождавшись рекомендаций "от руководства", в войсках делали самостоятельные выводы, с целью снижения потерь.

     Десантники даже на марше старались находиться на поверхности бронемашины. Считалось, что при взрыве мин или обстреле гранатометами вероятность гибели внутри БРДМ и БМП гораздо выше, чем при размещении на крыше, даже, несмотря на то, что в этом случае есть высокая вероятность потерь от обычного стрелкового огня противника. И все же, несмотря на такие недостатки БРДМ, благодаря скорости и запасу хода, был наиболее эффективной колесной техникой сопровождения и разведки, так как при нападении на дороге экипаж и машину могла спасти только подвижность бронемашины и скорость.

     Примерно с той же ситуацией, но уже в условиях пустыни, через каких то 16 лет столкнулись уже украинские солдаты и офицеры в Ираке, где на дорогах разоренной войной страны, так же как и в Афганистане основной защитой от внезапных нападений террористов стала не толщина брони и мощность бортового вооружения, а скорость и подвижность бронетехники. К сожалению, мы встретили эту войну на тех же советских морально устаревших БРДМах и БТРах что и в Афганистане, хотя при этом наша дорожная боевая техника оказалась менее уязвимой перед нападением партизан, чем хваленные американские «хаммеры».

     В случае подрыва придорожного фугаса, находящегося хотя бы на небольшом расстоянии от БРДМ, в отличии от американского "ХАМВИ", он не получал особых повреждений, если конечно в землю не закапывали пол тонны взрывчатки - ну так тогда и танк бы "полетел"... не то что легкая бронемашина. Правда что касается комфорта... да - тут "Хамви" и БРДМ-2 не сравнить. Но лучше пусть будет жарко и неудобно, чем уютно, а потом холодно, но уже насовсем.

      Кстати опыт использования БРДМов в Ираке не прошел для нас даром. Первое что было модернизированно после опыта ираской компании - установлен кондиционер. Кстати с той же проблемой столкнулись и другие миротворческие контингенты имевшие на вооружение БРДМ. 

Самодельная противокумулятивная и дополнительная противопульная защита в виде экранов на БРДМ-2 польского контингента в ИРАКЕ

     Учитывая опыт боевого примерения БРДМ-2 в различных климатических условиях и горячих точках планеты, сегодня эти боевые машины, находящиеся на вооружении Украинской армии прошли модернизацию и качественно отличаются от советских. Замена устаревшего и не экономичного карбюраторного двигателя и установка отечественного дизеля СМД-21-08 и его зарубежного аналога «IVECO» позволила провести модернизацию силового отделения и улучшить характеристики подвижности боевых разведывательных дозорных машин, и это только силами отечественных предприятий! Например, модернизированный на Николаевском ремонтно-механическом заводе БРДМ-2Ді частично уже отвечает современным требованиям предъявляемым к боевым машинам данного класса.

Украинские модификации и модернизации БРДМ

     БРДМ-2ЛД - украинская модернизация БРДМ-2, производимая ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», путем установки дизельного двигателя СМД-21-08 украинского производства.

     БРДМ-2ДИ «Хазар» - украинская модернизация БРДМ-2, производимая ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», путем установки дизельного двигателя и нового комплекса вооружения.

     БРДМ-2ДП - украинская модернизация БРДМ-2. Облегченная модификация, оснащенная дизельным двигателем и пулеметом.

     За счет установки надежного дизеля в 1,5 раза увеличен ресурс эксплуатации двигателя на машине, сменой двигателя удалось повысить проходимость машины в тяжелых дорожных условиях за счет увеличения в 1,7 раза крутящего момента двигателя, на 25% увеличен запас хода при тех же объемах топлива за счет значительного снижения расхода топлива.

Украинская модификация "ХАЗАР"

     Из-за конструктивных особенностей дизельных двигателей были созданы новые системы обеспечения работы силовой установки и приводов управления. Исключен пусковой подогреватель системы охлаждения и масляный радиатор системы смазки двигателя. Измененная система позволяет пуск двигателя при температуре -30 градусов С, в силовую установку включен радиатор промежуточного охлаждения нагнетаемого воздуха. Демонтирована система дополнительных колес, что позволило установить на машину дополнительный боковой десантный люк. Кроме того, с учетом возможности службы машины в жарких климатических условиях в ней установлен кондиционер, а так же заменена вся радиоаппаратура на более современную отвечающую всем требованиям боевой обстановки.

     Правда что касается бронирования и противоминной защиты, тут дела обстоят похуже. Машина по-прежнему уязвима перед многими видами стрелкового и противотанкового ручного оружия, что говорит о том, что с учетом опыта современной войны боевая дорожная техника должна учитывать ряд новых жизненно необходимых условий. Такая боевая дорожная техника уже существует, правда заказывать Министерство Обороны ее для своих нужд пока не торопится.

Российская модификация БРДМ-2М

     Ну а БРДМ-2 несмотря на свой 45-летний возраст несмотря на то что был снят с производства в 1989 году, по-прежнему в строю в более чем 25 странах мира и не только на вооружении армии но и сил правопорядка. И видимо в ближайшие лет 30 забвение или списание на свалку истории этой бронемашине не грозит.

 

БРДМ чешской полиции

УМКА - Универсальный Мобильный Кемпер-Амфибия или в народе - "БРДМ СУДНОГО ДНЯ"

ВОЛЬНАЯ ЧАСТНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СПИСАННОГО БРДМ КАК ГОВОРИТЬСЯ - "НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ"

 

ИНФОРМЦИЯ О БРДМ-2

обр. 1965 г. (СССР)

     БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) — является дальнейшим развитием БРДМ-1. Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом. БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков.

     Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. В 1966 году машина была принята на вооружение, а серийно производилась с 1965 по 1989 годы.

     Главная особенность машины — очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи.

     БРДМ-2 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, боевого отделения — в средней, а моторного отделения — в кормовой части машины. Экипаж БРДМ состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

     Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка в которой установлены специальные люки.

     В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

     Как средство разведки, БРДМ-2 обладает развитым комплексом средств наблюдения. Командир машины располагает бинокулярной перископической танковой панорамой ТПКУ-2Б, обеспечивавшей увеличение 5× при поле зрения в 7,5°, что позволяло осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров, и дававшей круговой обзор. В ночное время на месте ТПКУ-2Б устанавливался монокулярный прибор ночного видения ТКН-1С, имевший увеличение 2,75× и поле зрения в 10° и обеспечивавший наблюдение на дальности до 250—300 метров при подсветке инфракрасным осветителем ОУ-3. Помимо них, командир имеет четыре неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б, обеспечивающие обзор лобового и правого бортового сектора. Механик-водитель располагает шестью перископическими смотровыми приборами: двумя ТНПО-115 и четырьмя ТПН-Б, обеспечивающими обзор лобового и левого бортового сектора. В ночное время центральный прибор ТНПО-115 заменяется бинокулярным неподвижным прибором ночного видения ТВНО-2Б, обеспечивавшим наблюдение в секторе 30° на дальности 50—60 метров. В небоевых условиях командир и механик-водитель могли вести наблюдение через смотровые люки в лобовом листе корпуса. Наблюдатель на каждом из своих мест имел по три перископических прибора ТПН-Б, обеспечивавших обзор соответствующего бортового сектора. ТПН-Б и ТНПО-115 имели однократное увеличение и отличались наличием у последних электроподогрева, улучшавшего видимость через них при низких температурах. Башенный стрелок, помимо прицела пулемётной установки, использовавшегося им в качестве основного средства наблюдения, имел перископический прибор ТНПТ-1, устанавливавшийся в крыше башни и обеспечивавший наблюдение кормового сектора в 52°.

      Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ — до 1500 метров. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

     На БРДМ-2 установлен четырёхтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41. Мощность двигателя составляет 140 л.с. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров.

    Трансмиссия механическая. Имеет 4 передних и одну заднюю передачу. Сцепление однодисковое, демпферное с наружным диаметром ведомого диска 300 мм.

     Ходовая часть колёсная. Угол развала колёс составляет 0°45'. На колёсах применяются шины с регулируемым давлением. Подвеска рессорная с продольными полуэллиптическими рессорами. Концы рессор установлены в резиновые подушки. На каждом мосту имеется по два гидравлических амортизатора телескопического типа с двусторонним действием.

     Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления — поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи.

      Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

 

 

 

 

Major©

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

 

ТВ-ПРОГРАММА "МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

БРДМ

 

ИГРОМАНИЯ

РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ ИГРУШКИ БРДМ

 

 

 

 

Главная » Архив номеров » номер 28 » БРОНЯ И СКОРОСТЬ…. годовщине вывода Советских Войск из Афганистана посвящается.