logo

ОРУЖИЕ ЧЕСТИ И ДОБЛЕСТИ

Легендарная катана, поразившая наше воображение, благодаря популярному блокбастеру Тарантино " Убить Билла": традиционное оружие японского знатного война - самурая с одной стороны, а с другой - зримое воплощение его души. Этот меч мог быть карающим и защищающим, справедливым и жестоким, смотря по тому, какие цели преследовал его обладатель. Но во всех ситуациях - кровопролитных или миротворческих - катана оставалась прекрасным творением японской культуры. В ее изящно изогнутом, остро заточенном и невероятно прочном клинке переплавлены не столько полосы стали, сколько основные жизненные ценности нации - доблесть, красота и знания. Не следуя этим идеалам, нельзя было выковать правильный меч, овладеть искусством фехтования и познать сладкий вкус победы.

     Легендарная катана, поразившая наше воображение, благодаря популярному блокбастеру Тарантино " Убить Билла":  традиционное оружие японского знатного война  - самурая с одной стороны, а с другой - зримое воплощение его души. Этот меч мог быть карающим и защищающим, справедливым и жестоким, смотря по тому, какие цели преследовал его обладатель. Но во всех ситуациях - кровопролитных или миротворческих - катана оставалась прекрасным творением японской культуры. В ее изящно изогнутом, остро заточенном и невероятно прочном клинке переплавлены не столько полосы стали, сколько основные жизненные ценности нации - доблесть, красота и знания. Не следуя этим идеалам, нельзя было выковать правильный меч, овладеть искусством фехтования и познать сладкий вкус победы.

     Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч «катана». Не только благодаря качеству его стали и изяществу отделки, но и потому, что ряд принципов конструкции катан, остающейся практически неизменной с 14 в., лег в основу многих моделей современного боевого холодного оружия.

      Писатель И.А. Гончаров (автор романа "Обломов") в 1854 году стал свидетелем того, как японское правительство преподнесло в качестве подарка главе русской дипломатической миссии - адмиралу Путятину - самурайский меч, и сделал такую запись в своем дневнике: «Самым замечательным и дорогим подарком была сабля, и по достоинству и по значению. Подарок сабли у них служит несомненным выражением дружбы и нужно признать, что японские сабельные клинки бесспорно лучшие в свете, их строго запрещено вывозить за пределы страны. Клинки у них испытываются палачом над приговоренными к смерти преступниками. Мастер отдает их, по выделке, прямо палачу, а тот пробует, сколько голов можно перерубить разом. Потом мастер чеканит число голов на клинке - это и служит у них оценкой достоинства сабли. Подаренная адмиралу перерубает три головы. Сабли считаются драгоценной святыней у японцев: клинок всегда блестит как зеркало, на него не надышаться: Я не знаю толку в саблях, но долго не мог налюбоваться на блеск и отделку клинка. Ножны у него сделаны, кажется, из кожи акулы и зашиты в шелк, чтобы уберечь от ржавчины: Подарок замечательный, особенно в начале дел наших!».

     То оружие, которое писатель держал в руках, сохранило форму и качество классического японского меча кото. Технология его изготовления сложилась в 7-8 веке вв. и стала каноном на все времена, а название «катана», означавшее «носимый за поясом», меч получил позднее. Замечу, что в своих записках автор, видимо, в силу европейских представлений о холодном оружии, все время называет катану - саблей. Подобную формулировку можно встретить и во многих энциклопедических словарях прошлого века. Но в отличие от сабли, в которой использовались рубяще-режущие свойства клинка, самурайский изогнутый меч отличался большей функциональностью, поскольку одинаково эффективно рубил, резал и колол. Сабли служили в первую очередь вооружением кавалерии, что предопределило умеренную длину их клинка (70-80 см) и небольшой вес (0,8-1,1 кг). Благодаря такой конструкции они были хорошо приспособлены для нанесения рубящего удара сверху, а для его усиления центр тяжести конструкции размещался на середине клинка. Длина же клинка двуручного японского меча достигала 95-120 см, а масса - 3-4 кг, что идеально подходило для сражений, как с пешими противниками, так и с конными: с его помощью можно было и достать всадника, и подрубить ноги лошади, и рассечь его саблю на две части. Длинная рукоять позволяла активно маневрировать мечом, а одновременное движение обеих рук - описывать широкую амплитуду без больших усилий. Сила удара самурая, прочность клинка и центр тяжести, смещенный ближе к его основанию, вполне позволяли рубить металл.

     Кстати самураи носили на поясе сразу несколько единиц холодного оружия. В период сегуната Асикага традиция носить два меча стала обязательной для всех самураев - от младших пехотинцев до самого сегуна. Кстати, признаком достоинства самурая считалось наличие 10 и более мечей, различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей и предназначенных для ношения (в паре с идентично оформленным коротким «вакидзаши») в разных ситуациях — на придворных праздниках, охотах, и, разумеется, на войне.

     В паре с мечем «тати» обязательно самураи носили «танто» (в современном понимании боевой тактический нож) нечто среднее между ножом и коротким мечем. Когда как к катане в пару принято было носить короткий меч вакидзаси (что-то среднее между коротким мечем и кортиком). Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Кроме того тати отличались от катан способом ношения – если катану принято было носить за поясом а тати носилось на специальной подвязке которая крепилась ремням доспехов.

     Мечь тати обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

     Когда самурай при полном «параде» с тати на боку шествовал по улицам, даже случайное прикосновение к его горизонтально расположенному мечу могло стоить прохожим жизни. Неудивительно, что вокруг самурая и его священной регалии немедленно создавался вакуум даже в самой густой толпе.

     Средневековый воин владел многими видами оружия - луком юми, копьем яри, алебардой нагината, кистенями тигирики, железными дубинками дзитте, а позже и появившимися в 16 веке и огнестрельными ружьями. Но что было самым важным для самурая, чему он учился практически с рождения и до конца жизни, это искусству фехтования на мечах - кэндо. Совершенствуя технику, воины совершенствовали тем самым и свой дух, и катана в их глазах становилась символом пути духовного восхождения. Понятно, что при таком отношении меч окружался особыми ритуальными знаками внимания.

      Если самурай хотел оказать свое миролюбие, то вешал катану на правый бок — когда извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку указывала, что ее хозяин «вышел на тропу войны».

      Приходя в гости, самурай тут же передавал катану слуге, который с поклоном водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если визит носил особо дружеский характер, гость снимал и короткий вакидзаши, укладывая его под правую руку рукоятью к себе. Обернуть рукоять к собеседнику считалось оскорблением, поскольку этот жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве собеседника.

     Если гость то и дело слегка вынимал меч из ножен и тут же вставлял его обратно, или бряцал гардой о ножны - это расценивалось как неслыханная наглость, после чего с противной стороны следовала молниеносная атака. Если самурай по небрежности задевал или отпихивал ножны "коллеги", он рисковал быть изрубленным пополам за допущенное оскорбление святыни.

      Угрозой для чести хозяина меча и даже поводом для поединка считались случаи, когда собеседник касался меча гостя случайным неловким жестом. Напротив, хозяин меча считал для себя большой честью, если его собеседник, восхитившись красотой клинка, просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую прозрачную ткань (чтобы прикосновение влажных пальцев не стало причиной ржавчины).

      Для японцев мечи, особенно древние, являются еще и произведениями высочайшего искусства, одной из самых ярких страниц в истории ее культуры. В 3-7 веках мечи ввозили в страну наряду с прочими товарами из Китая и Кореи. У японских аналогов этих изделий (специалисты именуют их дзекото - древние мечи) были такие же короткие прямые лезвия с остро заточенным концом и они не рубили, а кололи. С развитием воинского искусства подобное качество перестало удовлетворять воинов - в пылу сражений недостаточно закаленные клинки быстро тупились, а перекаленные часто ломались. Найти золотую середину японским кузнецам долго не удавалось и только одному мастеру, кузнецу из рода Амакуни, вместе с его учениками удалось в конце 7-го века осуществить настоящий прорыв в технологии ковки мечей. Его мечи стали каноном, которому неукоснительно следуют кузнецы (катана - кадзи) и по сей день. Форма первого меча, изготовленного мастером, была принципиально новой - клинок имел только одну режущую кромку, был слегка изогнут, а длинная рукоять позволяла держать меч двумя руками Меч немедленно прошел испытание в бою, и получив одобрение, породил новое направление оружейного искусства. Но главное заключалось в другом. Старые мечи кото, как их теперь именуют, приобрели несравненные качества, благодаря особому искусству ковки, позволявшему делать лезвие меча достаточно острым, но не хрупким. Известно, что качество клинка зависит от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, происходившее при длительной ковке, придавало стали мягкость, а перенасыщенность - жесткость, но одновременно и хрупкость. Выход из дилеммы японские кузнецы нашли с помощью своеобразного метода - полотно меча компоновалось из нескольких сортов стали, обладавших различными свойствами. Очень жесткая и потому способная быть довольно острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.

     По гибкости, прочности и остроте катаны превосходили арабские булаты, не говоря уж о мечах европейской ковки. Сравнивая их химический состав, современные металлурги установили, что содержание фосфора в японских катанах не превышает 0,003%, тогда как в булатных клинках оно составляет 0,02%.

     Меч, достойно выдержавший испытание огнем, молотом и ледяной водой, далее переходил в руки мастера - полировщика, применявшего в своей работе самые разнообразные приспособления - точильные камни, куски кожи, войлок и даже подушечки собственных пальцев. Но самым главным в работе мастера считался правильный, отработанный многолетними упражнениями баланс движений правой и левой руки. Если ритм и точность хотя бы на мгновение нарушались, поверхность клинка могли испортить непоправимые царапины. На окончательной стадии шлифовки полировщик прикреплял к кончикам польев маленькие точильные камни, и уже не столько шлифовал, сколько ласкал и гладил клинок, пробуждая в нем холодное и чистое сияние, напоминавшее о блеске молнии в ночи. В результате полировки и травления, на лезвии проявлялся волнистый узор с широкими ритмично расположенными извивами или полосчатый, более светлый, чем фон. Еще один специалист занимался исключительно изготовлением гарды меча – «цубы», которая была небольшой, лишь слегка прикрывавшей руку. Чаще всего цуба имела круглую, лепестковую или многогранную форму, отливалась из бронзы, серебра или золота и украшалась рисунками, которые наносились на ее поверхность разными способами. Одни мастера сначала покрывали пластину лаком, а потом расписывали ее красками; другие специальными чеканами и штампами выбивали изображение, а третьи инкрустировали «цубу» декоративными накладками из другого металла.

     Любой турист, посетивший Страну восходящего солнца, может купить там сувенирные катаны и вакид-заши классических форм и размеров, изготовленные промышленным способом из стали марки «440». Конечно, их качество так же далеко от подлинных самурайских клинков, как быт современных японцев от образа жизни их предков 300-летней давности. Уже с середины 19 в. искусство старых мастеров было подорвано массовым коммерческим производством, а с 1945 до 1953 г. изготовление таких мечей было вообще запрещено американскими оккупационными властями как «рецидив японского милитаризма».

     После отмены этого запрета японские власти, стремясь возродить древнее мастерство, создали Общество сохранения искусства производства мечей, заодно распорядившись собрать и переплавить изготовленные массовым способом дешевые клинки, выделанные между 1905 и 1945 гг. Но и сейчас в Японии насчитывается не более 300 мастеров «муканса», умеющих вручную сделать клинок, подобный старинному. Из-за большого срока обучения и накопления опыта средний возраст таких мастеров превышает 60 лет. Следуя правилам своей гильдии, они имеют право производить ежемесячно не более двух катан. Обычно их делают по заказам богатых потомков самурайских родов — в подарок родне или местным храмам.

 

Major©

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

 

СОВРЕМЕННАЯ КАТАНА

 

 

 

КАТАНА ПРОТИВ ПУЛИ

 

Шоу с КАТАНОЙ

номер 52 » Архів номерів » номер 28 » ОРУЖИЕ ЧЕСТИ И ДОБЛЕСТИ