ЖЕТОН БЕССМЕРТИЯ

    

       «Капсулой смерти», «Бессмертником», «посмертным медальоном», «собачьим жетоном» или просто ЛОЗ –ом (личный опознавательный знак), называли , да и собственно, называют сейчас, личный солдатский (офицерский) опознавательный знак (медальон), благодаря которому в случае тяжелого ранения или даже гибели, военнослужащего можно было опознать. Впрочем, все эти названия довольно четко определяют его прямое предназначение — быстро опознавать убитых и раненых в боевых условиях. Истории известны случаи, когда идентификационные данные военнослужащего воспроизводились в виде татуировки (римские легионеры) на теле в определенном месте самостоятельно, либо дублировалась информация личных опознавательных знаков. Однако по причине плохой сохранности биологических тканей с течением времени от подобной практики пришлось отказаться, в замен татуировкам пришли «медальоны».

      Его форма в различных странах имеет разное значение, но, как правило, личный знак представляет собой металлический жетон, носимый на цепочке на шее, на котором записан личный идентификационный номер военнослужащего или сотрудника спецслужб. В ряде государств также указывают имя, фамилию или дополнительные сведения — о принадлежности к определенному подразделению, о группе крови, вероисповедании.

     Впервые «посмертные жетоны» появились в армии Германии в конце ХIХ века, в период австро-прусской войны 1866 г. Уже тогда предписывалось каждому военнослужащему немецкой армии владеть личным опознавательным знаком. Но нововведение встретило массовое неприятие новшества со стороны даже самых дисциплинированных прусских солдат. Выданные им личные знаки они в массовом порядке просто выбрасывали, в лучшем случае — «забывали» в обозе. Дело в том, что любой солдат на войне рано или поздно становится суеверным, особенно в отношении смерти. Поэтому требование командиров обязательно носить на себе «вестник смерти» вызвало у прусских солдат суеверный страх того, что как раз этот «вестник» и навлечет на них скорую гибель. Говорили даже о том, что жестяная пластинка личного знака обладает магической силой притягивать к себе пули. Только активная пропаганда офицерами среди своих солдат необходимости постоянного ношения личного знака, как гарантии получения пенсии родственниками солдата в случае его гибели, в конце концов, переломила ситуацию, и ношение личных знаков всеми военнослужащими в немецкой армии стало нормой.

     К началу Первой мировой войны жетоны появились в армиях других иностранных государств. Союзники Германии по коалиции учли немецкий опыт создания личных опознавательных знаков и ввели схожую систему учета знаков с незначительными изменениями и дополнениями.

     В русской армии первые жетоны появились к концу XIX века. В «Истории лейб-гвардии егерского полка за 100 лет. 1796–1896 гг. » говорится, что в 1877 году, когда полк готовился к отправке на русско-турецкий фронт в Болгарию, все солдаты и офицеры получили металлические жетоны со шнурком для ношения на шее. На жетоне выбивались литеры-аббревиатуры названия полка, номер батальона, роты и личный номер военнослужащего. Но это, можно сказать, был эксперимент.

     В январе 1917 года, на закате Российской Империи Николаем II был подписан указ о введении особых шейных знаков для опознания убитых и раненых и для отметки Георгиевских наград нижних чинов. Знак представлял собой медальон, состоявший из двух половинок, в который вкладывалась пергаментная бумага с данными нижнего чина. За образец знака, практически без отличий, был взят «смертный медальон» австрийской армии. Но, в действующую армию было отправлено лишь небольшое количество таких медальонов.

    С началом Октябрьской революции все царское было признано пережитком прошлого и, следовательно, отменено. В армии Страны Советов медальоны впервые были введены Приказом Реввоенсовета Союза ССР № 856 от 14 августа 1925 г. О введении в действие Инструкции по использованию медальонов с личными сведениями о военнослужащих РККА и РКВМФ. Приказ вводил на довольствие армии и флота комплект из складной на петельках металлической коробочки размером 50 х 33 х 4 мм с ушком, пергаментного листка для заполнения его личными сведениями и тесьмы для постоянного ношения на груди. Пергаментный вкладыш, отпечатанный в типографии, имел чрезвычайно малые по размеру графы и потому в такой вкладыш можно было записать только самое важное: фамилию, сокращенно - имя, отчество, год рождения, военкомат призыва, область (республику), город (район), село (деревню), воинское звание.

    Однако, в подавляющем большинстве случаев эти медальоны не обеспечивали герметичной упаковки вкладыша, что не обеспечивало сохранность записи. В 1937 г. данный вид медальонов был снят с довольствия армии. И финскую войну красноармейцы встретили практически без «медальонов смерти». Выходили из положения кто как . Даже вкладывали записки в гильзы из под стрелкового оружия. В то время как у финнов были медальены по типу немецких, из двух половинок, однако финский опыт опять никого ничему не научил.

    Получив негативный опыт в деле учета погибших и раненных во время войны с Финляндией в 1939 году, посмертные медальоны были возвращены «в строй» Приказом НКО № 138 от 15 марта 1941 г. Именно тогда было введено в действие "Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время", которое действовало всю войну. Им был введен новый тип медальона.

    Медальон состоял из черной эбонитовой шестигранной капсулы с резьбой, навинчивающейся на нее эбонитовой крышки и двойного бумажного вкладыша. Размеры стандартных капсул таковы: длина (с завинченной крышкой) - 50 мм, ширина (наибольшая по граням) - 14 мм, внутренний диаметр - 8 мм. В середину вкладывался бумажный вкладыш с данными о военнослужащем.

    К сожалению, с введением медальона опоздали, весь 1941 год в войсках ощущалась нехватка этих медальонов и именно на этот период пришлись самые тяжелые потери РККА, и многие погибшие так до сих пор не опознаны. Великое множество солдат шло в бой и гибло без «смертника» в кармане, не оставляя себе и своим родственникам надежды быть опознанными впоследствии. Более того, даже те, кому медальоны всё-таки бывали, вручены, чаще всего попросту не заполняли узкую полоску вкладыша подробными данными о себе, суеверно считая: "Заполню - убьют!"

    В октябре 1941 года приказом НКО СССР была введена красноармейская книжка как документ, удостоверяющий личность красноармейца и младшего командира. Офицерам в качестве личных документов выдавались удостоверения личности. Именно эти документы изымались у убитых и умерших от ран солдат и офицеров и передавались в штаб части или лечебного учреждения, где на их основании составлялись списки безвозвратных потерь личного состава. В ноябре 1942 года вышел приказ НКО № 376 «О снятии медальонов со снабжения Красной Армии». Это привело к увеличению числа пропавших без вести военнослужащих из-за невозможности установления личности погибшего.

    А вот у наших противников и союзников во Второй Мировой и после нее, с этим было все строго.

    К началу Второй мировой войны в германской армии со свойственной немцам педантичностью была создана целая система по учету и опознаванию погибших. Ее   главной деталью был личный опознавательный знак, который выдавался солдату вермахта сразу же по призыву. Алюминиевая или оцинкованная пластинка овальной формы носилась на шнурке на шее и состояла из двух равных сегментов, разделенных специальными пропилами. Медальон при необходимости легко переламывался пополам. Отломанная половина вместе с донесением о потерях отправлялась в WAST — Германское центральное бюро по учету военных потерь и военнопленных. Цифры полученного опознавательного знака там сверялись с собственными данными. Тем самым подтверждался факт гибели и фиксировалась очередная конкретная потеря. Естественно, такая система учета исключала всякое дублирование потерь, недоразумения, ложные сообщения о гибели военнослужащего. За последние полвека, прошедшие с окончания Второй мировой войны, в работе WAST принципиально ничего не изменилось.

    Начало современной истории американских опознавательных жетонов имеет точную дату. Осознав пользу от их введения, Министерство Вооружённых Сил Северо-Американских Соединённых Штатов приказом № 204 от 20 декабря 1906 г. обязало солдат и офицеров носить жетоны круглой формы «размером примерно с серебряную пятидесятицентовую монету». На алюминиевом кругляше выбивались имя, фамилия, звание и обозначение подразделения. За сходство с жетонами, которые в обязательном порядке должны были присутствовать на ошейниках всех американских собак, именно этот образец получил прозвище «собачья бирка» (dog tag). С 6 июля 1916 г. жетонов на шее американского солдата стало два. В случае гибели солдата второй жетон снимался и передавался командиру подразделения, а первый погребался в могиле вместе с трупом. Жетоны изготовлялись из медно-никелевого сплава и имели овальную форму. На них указывались имя, фамилия, дата первого назначения, дата рождения и указание принадлежности к флоту USN (United States Navy) или флотскому резерву (United States Navy Reserve). На офицерских жетонах вместо даты рождения указывалось звание и дата его присвоения. На обратной стороне жетона помещался отпечаток пальца (вытравливался специальной технологией).

Жетоны американской армии разных лет

    С окончанием Второй мировой войны, несмотря на полученный негативный опыт, в ВС СССР в вопросе учета раненых и убитых, ничего не изменилось. Солдаты срочной службы медальонов так и не имели. В 60-х годах ХХ века офицерам Вооруженных сил СССР по окончании училища стали выдаваться жетоны, на которые наносился личный номер военнослужащего. Многие носили такой жетон на связке ключей, но большинство просто пришивало к удостоверению личности офицера.

    Не настало никаких положительных изменений и после развала СССР. Причем во всех республиках бывшего Союза. Даже показательный в этом плане военный конфликт в Чеченской республике не способствовал искоренению звания неизвестного солдата. Почему-то российское армейское руководство продолжало упорно сопротивляться этому введению, когда народное творчество от разных производителей предлагало жетоны всех мастей и на любой вкус. Военнослужащие были вынуждены их покупать. Покупают эти жетоны и наши украинские солдаты, правда, больше из соображений эстетических, нежели из практических. Никакого учета гипотетических военных потерь с использованием этих жетонов у нас не планировалось и, похоже, не планируется.

    Согласно нормам международного права, в случае гибели военнослужащего государство ответственно за то, чтобы вернуть родным тело или сообщить о месте захоронения, не говоря уже о решении финансовых формальностей, связанных со смертью. В случае отсутствия документально зафиксированного свидетельства, подтверждающего факт гибели конкретного военнослужащего и указания места захоронения его останков, ему присваивается статус "пропавший без вести" и родственники погибшего военнослужащего, потерявшие на войне кормильца, не могут рассчитывать на финансовую помощь в виде разовой материальной компенсации или периодически выплачиваемой пенсии со стороны государства, в армии которого военнослужащий расстался с жизнью. Поэтому такую важность имеет проблема создания надежного способа идентификации военнослужащего в случае наступления трагических обстоятельств. Идентификация останков военнослужащих всех армий мира, как правило, проводится по личным опознавательным знакам (жетонам, медальонам); другого, более надежного, способа на данный момент не существует.

 Major©

 

 

 


Новости