ПОДНЯТЬ ПЕРИСКОП!

КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЕТЕ - ТАК ОНА И ПОПЛЫВЕТ...

    

     Свершилось! Единственная украинская подводная лодка "Запорожье" приступила к первому этапу ходовых испытаний.  Самый главный ответ на самый главный вопрос, мучавший украинское общество нашел свой ответ – она не тонет! Осталось  теперь ее не утопить на ходовых испытаниях.
     А бояться есть чего – лодка спущена на воду 29 мая 1970 года. Под именем Б-435 она вошла в состав Северного флота, и ей тоже пришлось «увидеть мир». Всего за свою службу субмарина совершила 14 дальних походов, с официальными визитами заходило в порты Гаваны и Туниса.
     Первую подводную лодку этого проекта - 641 приняли на службу ВМФ СССР в 1958 году, а строительство последней закончили в 1983-м. В доатомную эру лодки проекта 641 использовали для дальних походов, в частности к американским берегам - это океанские субмарины.
     Американцы называли ее «Фокстрот» - субмарина, которая едва не начала Третью мировую войну и была одной из главных героинь печально Карибского кризиса.
     Какое значение имели эти субмарины, можно понять из истории, которая случилась во время Карибского кризиса. Во время советско-американского обострения подводные лодки «Фокстрот» патрулировали у берегов Кубы, заряженные торпедами с ядерными боеголовками. 27 октября 1962 года группа из одиннадцати американских эсминцев и авианосца засекла одну из советских субмарин и начала сбрасывать глубинные бомбы, чтобы заставить ее всплыть на поверхность.

      Капитан подводной лодки Валентин Савицкий решил было, что ядерная война уже началась, и дал команду приготовиться к стрельбе ядерными торпедами по американским кораблям. К счастью, другой офицер, который был на борту, Василий Архипов, убедил капитана не делать этого, а всплыть и ждать указаний из Москвы. 

     Так подводная лодка 641-го проекта чуть не стала первым советским военным кораблем вступившим в бой с американцами в третьей мировой войне. Позже американцы признали, что эта угроза была намного ближе, чем все думали.
     С появлением атомных подводных лодок, которые практически не имеют ограничений дальности, субмарины проекта 641 перешли в статус просто неплохих лодок ближней зоны.

     Торпедные дизель-электрические лодки 641 проекта, по классификации НАТО «Фокстрот», это не первый проект подобного класса.


      В 1927 году были сконструированы первые советские лодки класса «Д», а к 1941 году в ВМФ СССР насчитывалось 212 лодок. После войны поредевший подводный флот пополнился трофейными германскими подводными лодками, на базе которых с 1948 года начинается строительство лодок класса WHISKEY и ROMEO. План предусматривал строительство 1200 единиц за 15 лет – (с 1950 по 1965 г.г.): упомянутых классов 340 и 560 единиц, а также 200 лодок дальнего действия типов ZULU и FOXTROT. 100 лодок класса QUEBEC с двигателями, работавшими на перекиси водорода по замкнутому циклу (по типу немецких лодок Вальтера) и две типа «М», с двигателями на жидком кислороде.

      Эта программа была впоследствии сокращена, но тем не менее, серия WHISKEY побила рекорды серийности среди подводных лодок – 240 единиц! Часть их была переоборудована в подводные лодки радиолокационного дозора, часть в носители крылатых ракет, часть продана за границу, около 50 единиц находится в резерве.
     Было построено 28 лодок класса ZULU (с устройством РПД), 60 – FOXTROT, 20 – ROMEO, 40 – QUEBEC.

 

     После развала СССР, Россия продолжает вводить дизельные подводные лодки (класса KILO и «Амур») как для собственного ВМФ, так и на экспорт, пониженной шумности и улучшенной обтекаемости, хотя преимущества перед атомными они имеют лишь на внутренних морях (Балтийское и Черное). Однако для Украины, покупка новейшей лодки этого класса у России – непозволительная роскошь… постройка тоже. И это при имеющейся судостроительной базе, оставшейся со времен СССР.
     Собственно, сама лодка «Запорожье» досталась нам в процессе раздела имущества ВМФ СССР.

     Летом 1990 года Б-435 перевели на Черное море и зачислили в состав ЧФ. Уже, через каких то пару лет, ей предстояло сменить и флаг и название. Когда в 1997 году Украина и Россия делили флот, из предложенного украинское руководство выбрало именно Б-435, назвав ее «Запорожьем», а соответствующая область взяла шефство над лодкой.  Вместо Б-435 лодка получила маркировку U-01, причем из предложенных Украине трех субмарин этого класса только Б-435 в принципе могла вернуться в строй, остальные две находились в неудовлетворительном состоянии и годились разве что на металлолом.

    «Запорожье» можно было еще в 90-х модернизировать с точки зрения электротехнического оборудования и установить более современные виды вооружения, однако с общим развалом в вооруженных силах Украины процесс затянулся. Практически с 1997 года, когда при распределении Черноморского флота субмарина досталась Украине, она простояли на ремонте.

     22 февраля 2003 года в Балаклаве «Запорожье» уже торжественно спускали на воду после окончания докового ремонта. До выхода в море осталась самая мелочь - установить новые аккумуляторные батареи вместо старых. Но тут произошла поистине детективная история – батареи купили у греков в компании «Германос С.А.»…  отдали за них 3,3 миллиона долларов, доставили на Украину большим десантным кораблем «Константин Ольшанский», и уже вдруг потом выяснили, что они для лодки не подходят ни по клеммам, ни по габаритам!

     После прихода к власти Ющенко, от единственной подлодки Украины даже хотели избавиться как от ненужного «хлама».  Предприимчивый Министр обороны Анатолий Гриценко, хотел «загнать» ее заграницу по цене металлолома предварительно списав, как это принято когда хочешь что-то украсть. Кстати цена подобной лодки в рабочем состоянии в странах третьего мира составляет до 70 миллионов долларов, так что не зря Гриценко «встал в стойку». Правда сделать задуманное он не успел, и следующий Министр обороны Юний Ехануров, все же рассмотрел в старой ДЭПЛ «Запорожье» возможные перспективы для ВМС  Украины и необходимые 2,4 миллиона долларов на доведение лодки до рабочего состояния таки как то «выцедили».

       На сегодня  U-01, по сути, действующий боевой музейный экспонат - лодки проекта 641, такие как «Запорожье», списаны и утилизированы в подавляющем большинстве стран, которые в свое время их имели: Россия «попилила» 641-х еще до начала 2000-го, в 2003-м две своих лодки списала в утиль и Польша. Зато лодки этого типа еще ходят под флагами Северной Кореи, Кубы, и возможно Ливии – о судьбе обеих ДЭПЛ Ливийской Джамахирии после внешней агрессии против этой арабской страны ничего толком не известно. Не думаю, что у теперешних властей Ливии, есть хоть какие то маломальские морские амбиции.

     И еще Индия из своих четырех субмарин этого класса оставила две - для тренировок противолодочных кораблей.
     Судя по всему, и наша U-01 будет тоже тренировать остатки украинского флота, а также станет единственным боевым тренажёром, чтобы поддерживать существование подводников «как вида» в украинских ВМС. Если конечно, опять что-нибудь не помешает ей в очередной раз бороздить морские просторы… вроде того «человеческого фактора» приварившего ее к пирсу за последние 20 лет.

     Собственно, хотя сам проект субмарины тридцатилетней давности, подлодка U-01 «Запорожье» оснащена новым оборудованием и с военной точки зрения в Черном море именно подлодки такого типа наиболее эффективны, ибо по-прежнему отличается малой заметностью при ходе на батареях.

     Кроме этого, появление своей ПЛ в ВМФ Украины, это все же и вопрос престижа. На Черном море по одной действующей подводной лодке имеют Болгария, Румыния и Россия. Украина теперь не будет отставать от соседей. Радует, что хоть что-то оставшееся почти даром от ВМФ СССР наши «дуболомы» не продали и не «распилили» окончательно.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА 641.( 641 FOXTROT CLASS)

 

     «Челябинский комсомолец» (с 18 января 1963 г.), «Ярославский комсомолец» (с 15 февраля 1965 г.), «Псковский комсомолец» (с 3 июня 1966 г.), «Брянский комсомолец», «Владимирский комсомолец» (с 23 сентября 1967 г.), «Ростовский комсомолец» + 39 единиц. Код НАТО: 45-го класса FOXTROT. Водоизмещение: 1950/2500 т. Размеры: 91,3x7,5x5,1 м.
    Силовая установка: 3 дизеля, 6000 л.с.; 3 электродвигателя, 5200 л.с.; 3 винта. Автономность: 90 суток.
    Вооружение: 10-533 мм ТТ (6 нос, 4 корма), 22 торпеды или 32 мины. Скорость: 16/16 узлов. Дальность хода: 16000 миль (8 узлов). Экипаж: 75 человека.
    Навигационно-акустическое оборудование: гирокомпас «Курс-5», лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1, РЛС «Буря», РЛС «Накат», ответчик «свой-чужой» «Хром-К», ГАС кругового обзора «Тулома», ГАС «Арктика», ГАС обнаружения гидролокаторов «Свет М», антенна передатчика ВЧ «Ива».
     Строительство: в 1958-1971 г.г. в Ленинграде (заводы «Судомех», «Адмиралтейский»), Поставлялись на Кубу (7 февраля 1979 г., март 1980 г., февраль 1984 г.), в Индию (апрель 1968 г., март 1969 г., ноябрь 1969 г., февраль 1970 г., ноябрь 1973 г., декабрь 1973 г., октябрь 1974 г., февраль 1975 г.), в Ливию (декабрь 1976 г., две – февраль 1978 г., февраль 1981 г., январь 1982 г., февраль 1983 г.). 9 ПЛ в резерве. Главный конструктор С.А. Егоров, затем З.А. Дери- бин.
      Назначение: ПЛ класса FOXTROT -большая лодка, предназначенная для дальних походов и несения патрульной службы на океанских позициях. Дальнейшее развитие класса ZULU.

ДЭПЛ "ЗАПОРОЖЬЕ" U-01 (ВМФ УКРАИНЫ)

Порт приписки - Севастополь

Спуск на воду - 29 мая 1970

Современный статус - на испытаниях после ремонта

Основные характеристики

Тип корабля - Большая океанская ДПЛ

Обозначение проекта - проект 641

Классификация НАТО - «Foxtrot»

Скорость (надводная) - 16 узлов

Скорость (подводная) - 15 узлов

Рабочая глубина погружения - 250 м

Предельная глубина погружения - 280 м

Автономность плавания - 90 суток

Экипаж - 83 человека

Размеры

Водоизмещение надводное - 1 952 т

Водоизмещение подводное - 2 475 т

Длина наибольшая (по КВЛ) - 104 м

Ширина корпуса наиб. - 7,4 м

Средняя осадка (по КВЛ) - 5,9 м

Вооружение

Торпедно-минное вооружение - 6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины

 

Major©

Главная » Архив номеров » номер 31 » ПОДНЯТЬ ПЕРИСКОП!