БМП «ЛАЗИКА» - ОТКУДА «ДРОВИШКИ»?

Французские "дровишки" для грузинской "ЛАЗИКИ"

    

     Грузия в последнее время, начала удивлять  своим стремлением создавать «свое» вооружение.  Правда дальше модернизации устаревшей военной техники они не пошли – и то хорошо.  Собственно у нас на родине – в Украине, с этим «туго», так что остается только анализировать чужой опыт.

     И, хорошо то, что они думают, чем перевооружать свою армию. Из новинок показанных президенту Саакашвили на Вазианском полигоне недавно было две заслуживающие внимание технические единицы – модернизированная установка залпового огня «ГРАД» на базе украинского КРАЗа  с бронированием кабины (замечу, на родине КРАЗа в войска эти тягачи поступают без бронирования), и новая (?) БМП под названием «ЛАЗИКА».  Если с «ГРАДОМ» на КРАЗе все ясно, то на БМП я бы хотел заострить внимание и немного подсобрал на нее информацию в сети интернет.

     По словам создателей «ЛАЗИКИ», в отличие от российских и европейских аналогов, «Лазика» имеет бронирование против крупнокалиберных пулеметов и винтовок до 14,5 мм. Тут они немного преувеличили – та же немецкая «ПУМА» имеет такую же толщину брони, как и собственно базовая машина БМП французского производства - AMX-10P. Почему «базовая»? Я по началу тоже поверил в то, что грузины создали «с нуля» свой БМП… но на поверку оказалось, что это лишь модернизация закупленных устаревших французских БМП AMX-10P, о чем свидетельствует не только внешний вид «ЛАЗИКИ» но и соответствующая статья в «ВИКИПЕДИИ» где открыто говорится том, какая машина стала корпусом для «ЛАЗИКИ».  В этом нет ничего зазорного – многие страны модернизируют старую морально устаревшую военную технику. Так что грузины тут не первые. Сами французы после серии модернизаций БМП AMX-10P, все же пришли к выводу, что им нужно более новая машина, вот и начали распродавать свой парк… а не так как «наши» - попилили, порезали технику на металлолом… а то что модернизировали – даже и не думают закупать отечественные ВС Украины.

      Так что, в этом плане Грузины молодцы, держат «нос по ветру».  Правда, конечно, они немного приукрасили информацию о бронестойкости своего детища – 14,5 мм выдержит как раз лобовая броня, а вот борт, крыша и задняя часть стандартная – противопульная и противоосколочная. А может и не врут. Насколько я понимаю, грузинские инженеры навесили на старый французский корпус дополнительные бронеэкраны, что бы повысить пулеустойчивость бортов, от чего машину явно сильно «покачивает» когда она трогается и тормозит – центр тяжести видимо выше, чем до модернизации был у БМП AMX-10P. В 2006-2008 годах фирмой GIAT (теперь Nexter) проводилась модернизация 108 БМП AMX-10P сухопутных войск Франции, для повышения её защищённости и подвижности. Существенное увеличение защиты машины достигалось установкой навесной брони. При этом улучшение подвижности обеспечивалось установкой новой подвески и упрочнением трансмиссии. С учетом высоты машины, предполагаю, что изменился центр тяжести БМП, правда, это только мои догадки.  Не знаю, что именно послужило причиной отказа французской армии от этой машины даже после ее модернизации, но с 2008 года, значительная часть этих модернизированных AMX-10P была поставлена на экспорт. В настоящее время, компания проводившая модернизацию, экспортирует комплекты динамической защиты для данного БМП. А поставлять есть куда: Босния и Герцеговина – 24 машины, Катар – 40 машин, ОАЭ – 15 машин, Саудовская Аравия – до 600 машин, Сингапур – 44 машины,  Марокко – 10 машин, Индонезия – 24 машины  + 10 AMX-10PAC 90 в составе морской пехоты.  И вот теперь Грузия, правда, количество этих машин поставленных в эту страну для дальнейшей модернизации неизвестно.

     Вооружение на грузинской версии этого БМП, мощнее, чем у французского аналога, кстати, в грузинской версии «ЛАЗИКИ» модуль смещен относительно французской версии AMX-10P -  из центра, на край машины. Управление огнем дистанционное. На модуле установлены: 23-миллиметровая пушка (против 20 мм М693 французского производства) и пулемет калибра 7,62-мм, камеры дневного-ночного видения и тепловизор - обеспечивают обнаружение и идентификацию цели дистанционно из машины и управление огнем в любых метеоусловиях. Экипаж состоит из трех человек и может перевозить 7 десантников. 

      А еще визуально «ЛАЗИКА» несколько длиннее, чем AMX-10P, от чего создается впечатление, что у машины отсутствует один опорный каток. Только вот зачем? Количество десантников не увеличилось, а наоборот уменьшилось – в «ЛАЗИКЕ» их 7, а во французском экипаже 8. Возможно, удлиняя машину, грузинские конструкторы пытались, что то компенсировать, опять же, возможно, высокий центр тяжести после утяжеления машины дополнительным бронированием. В общем, нужно «щупать», иначе все мои оценки, лишь визуальное предположение любителя военной техники с инженерным дипломом.

      Мнение украинских профессионалов-танкостроителей на новость о грузинском БМП, сдержанное. По словам Сергея Березуцкого с которым мне не раз доводилось пересекаться на выставках у стенда ГП "Харьковский БТРЗ" -  «Первое впечатление от машины - какая-то недосказанность, конструкторам явно хотелось сделать что-то новое, но на радикальные меры идти всё же ещё опасаются. В итоге БМП представляет собой паллиативное решение» - осторожно отмечает в конференции на одном из «бронесайтов» -  Сергей Березуцкий.

      «Из плюсов» – пишет он,  - «достаточно пристойный объём десантного отделения, но это достигается значительной высотой машины, что в горных условиях чревато повышенным риском опрокидывания, угол бокового уклона явно меньше "стандартных" тридцати градусов. Защита - слабовата (ну, естественно, с сугубо танковой точки зрения), декларируется от огня из КПВТ, но, с учётом насыщенности войск ЮВО БМП-2 и БТР-82А этого уже явно недостаточно, 30 мм автоматическая пушка делает новую БМП крайне уязвимой. Наверняка планируется комплект блоков дополнительной защиты, возможно с применением ДЗ, но, с другой стороны, несущая способность теперь уже пятиопорной ходовой части вряд ли позволит увеличить защищённость сколько-нибудь серьёзно.

      Огневая мощь - боевой модуль с 23 мм автоматической пушкой едва ли можно считать шагом вперёд по сравнению с 30 мм пушкой 2А42. Безусловный плюс - современная система управления с тепловизором и размещение оружия в вынесенном дистанционно управляемом модуле, но, для машины данного класса напрашивается установка боевого модуля помощнее, с 30 мм АП с ПУ ПТУР, что-то типа Рафаэлевского SAMSON RCWS-30 но его установке помешали, вероятно, финансовые соображения. А жаль, модуль такого класса был бы куда уместнее.

      По поводу шасси - как справедливо заметил Василий Чобиток, за счёт возросшей высоты, значительно увеличился момент инерции подрессоренных масс, а величина опорной поверхности (а, тем самым — и база) уменьшилась, что неминуемо обусловит значительную раскачиваемость корпуса, и, как следствие, ухудшение условий обитаемости экипажа и десанта, и ухудшение условий ведения огня»  - пишет Березуцкий.

     Действительно – на видео, растиражированном грузинскими СМИ на «ютубе» -  явно заметно как для показа экипаж плавно разгоняет машину и предельно аккуратно останавливает ее, тормозя двигателем, чтобы не было заметно, качает «ЛАЗИКУ».

     Так что теперь понятно, что имел в виду представитель Министерства обороны Грузии, когда говорил журналистам, что «ЛАЗИКА», является совокупностью  международного опыта и научно-технического прогресса в отечественном (Грузинском) производстве. А я все думал – откуда «дровишки»… а они оказывается из Франции! А я уж грешным делом подумал, что рожденные летать (Тбилисский авиазавод где официально собирается ЛАЗИКА) – ползать научились самостоятельно….

     И все же для грузин, и их ВПК это, как раз результат, на фоне того, что украинские производители модернизируют БМП исключительно для внешнего рынка, совершенно не надеясь на отечественный заказ, это действительно положительный результат для военного ведомства Грузии.

 

Major©

 

Главная » Архив номеров » номер 31 » БМП «ЛАЗИКА» - ОТКУДА «ДРОВИШКИ»?