logo

ПЕРВЫЙ САМОЗАРЯДНЫЙ…

Тульский Коровин (ТК)

Первым самозарядным пистолетом, принятым на вооружение после революции в СССР, оказался как не странно пистолет не боевой, а служебный. Или даже спортивный. ТК (Тульский Коровина) не был боевым пистолетом и создавался для спортивных и гражданских целей.

    

     Первым самозарядным пистолетом, принятым на вооружение  после революции в СССР, оказался как не странно пистолет не боевой, а служебный.  Или даже спортивный. ТК (Тульский Коровина) не был боевым пистолетом и создавался для спортивных и гражданских целей.  Заказан он был у Тульского оружейного завода спортивным обществом ДИНАМО, правда в гражданское пользование он не попал, зато им вооружился не только командный состав тогдашней милиции НКВД, но и простые оперативники и даже контрразведчики. Так же ТК поступил на вооружение РККА в качестве личного оружия высшего офицерского состава Красной Армии .Часть ТК использовался в качестве подарочного или наградного оружия, и именно как наградные ТК стал популярен среди высшей партийной элиты Страны Советов.

     Конструктор этого по сути самого известного из популярных наградных пистолетов СССР  - оружейник Сергей Александрович Коровин родился в 1884 году в Харькове, в семье мелкого служащего. В 1905 году учился в Харьковском технологическом институте.
     За участие в революционном движении, по доносу, он был исключен из института, после чего эмигрировал из России и поселился в  городе Льеже, Бельгия. Здесь будущий советский прославленный конструктор, работал на оружейных заводах Браунинга, постигая азы конструирования и создания стрелкового оружия.  В 1914 году Коровин возвращается  в Россию, и после безуспешных попыток устроится конструктором оружия на Тульский оружейный завод, поселился в Петрограде, где нашел работу инженера на одном из петроградских заводов. 
     После революции, Коровин вновь пытается заняться любимым делом – на этот раз судьба к нему благосклонна. Стране Советов нужны опытные инженеры-оружейники.

     В 1920 году сбывается мечта Коровина и он стал конструктором стрелкового оружия на Тульском оружейном заводе. В 1920 - 1921 годах Сергей Александрович разрабатывает свой первый самозарядный пистолет под 7,65 мм патрон Браунинга. В начале 1923 года пистолет системы Коровина проходил полигонные испытания. 29 мая 1923 года Артиллерийский комитет вынес резюме: "Пистолет системы Коровина представляет больше преимуществ перед прочими системами пистолетов в смысле его постоянной готовности к бою и безопасности обращения. Функционирование всех его механизмов , даже при запылении, надежное. Полигон считает этот пистолет пригодным для вооружения комсостава". Недостатками пистолета были названа сложная конструкция и большой вес (915 г.).  Пистолет был рекомендован к дальнейшим испытаниям и у Коровина заказывают 50 экземпляров, однако, это пока еще не те самые знаменитые ТК.

     В 1925 году на заводе где трудился Коровин, организовывается новое Проектно-конструкторское бюро переименованное в 1936 году в ЦКБ-14. Коровин несмотря на свой талант, хоть и делал все основательно, но все же доработка его пистолета затянулась до 1927 года.  Пистолет оставался тяжёлый  и сложный в изготовлении. Увеличив магазин до 10 патронов , конструктор не смог снизить вес ниже 850 грамм, при этом 56 составных деталей делали пистолет тяжелым и в производстве и обслуживании.

     Возможно, бы Сергей Александрович и отказался бы от дальнейшей разработки, но помог случай.  Пролетарское общество спортивное «Динамо», находящееся под патронатом НКВД заказывает у Тульского оружейного завода спортивно-гражданский пистолет под малый калибр. За основу он взял компоновку иностранных пистолетов «Браунинга обр. 1906 г». и «Маузера обр.1910 года» которую Коровин применил в своей  ранее недоведенной модели. В качестве штатного боеприпаса был выбран патрон калибром 6,35 мм «Браунинга» останавливающее действие пули, которого, было достаточно высоким для данного калибра, а значит подходящим для использования в личном оружии самообороны. Пистолет оказался устойчив к загрязнению, надежен в работе. Простота конструкции позволяет самостоятельно производить мелкий ремонт оружия.

     После различных доработок,  пистолет Коровина уже  в «карманном» варианте под патрон 6,35 мм Браунинга был принят в 1926 году в качестве гражданского (служебного) личного оружия и получил официальное обозначение "Пистолет Тульский, Коровина, образца 1926 года" или просто ТК (Тула, Коровина).  В связи с тем, что оружие не являлось боевым и не шло на вооружение армейских частей, пистолет получает необычное на то время оружейное клеймо «ТОЗ» в рамке на рукояти.

     Нужно заметить, что для своей ниши (карманное оружие самообороны) ТК был относительно большим и тяжелым, однако это также обозначало и значительную прочность конструкции, а так же, несмотря на короткий ствол, высокую кучность при стрельбе и долговечность. Специально для пистолетов ТК в СССР на базе Тульского патронного завода (ТПЗ) выпускались патроны калибра 6.35мм Браунинг (6.35х16SR) с усиленным пороховым зарядом, пуля которых по сравнению со стандартным патроном 6.35мм «Браунинга» имела более высокую бронепробиваемость. При этом пистолет ТК также надежно функционировал и с обычными патронами 6.35мм различного иностранного производства. Прицельная дальность стрельбы из ТК была небольшая – не более 25 метров, при этом задача точного выстрела на более дальние расстояния перед конструктором не ставилась, ибо уже тогда была известна статистика боевого применения короткоствольного личного оружия самозащиты – а она составляет в среднем всего 5 метров! Другими словами Коровин выполнил и даже перевыполнил поставленную перед ним задачу.

     Несмотря на свою внешнюю несуразность, эргономика рукоятки оказалась настолько удачной, что в последствии им активно стали вооружатся оперативники НКВД. Среди специалистов бытует мнение, что под видом «спортивного», ТК создавался главным образом для оперативной работы сотрудников спецслужб, в пользу чего говорят компактные габариты, делающие удобным скрытое ношение пистолета, высокая точность и повышенная бронепробиваемость.  А также специфический угол наклона рукояти, удобный для стрельбы с применением различных спецметодик и приемов включая знаменитый НКВД-шный «маятник» и т.д.

     Пистолет ТК использует автоматику со свободным затвором, возвратная пружина расположена под стволом. Ствол неподвижен при стрельбе, но легко снимается в процессе неполной разборки. Ударно-спусковой механизм несамовзводный (одинарного действия), ударниковый. Ручной предохранитель расположен на рамке слева, над спусковым крючком. Ось  предохранителя также служит замыкателем ствола, извлекаемым при разборке оружия. Магазин пистолета однорядный, защелка магазина расположена в основании рукоятки. Щечки рукоятки могли выполнятся из пластика (тогда они несли в верхней части стилизованное клеймо "ТОЗ") или из дерева (с крупным вертикальным рифлением или мелкой диагональной насечкой).

     Из недостатков можно отметить  отсутствие самовзвода, что  делает невозможным быстрое и внезапное применение оружия. А ношение постоянно взведенного пистолета опасно для владельца, так как довольно часто наблюдались случаи срыва ударника с боевого взвода (особенно при износе шептала) в связи с тем, что предохранитель блокирует только спусковой крючок и не воздействует на ударник. Кроме того, при ношении постоянно взведенного пистолета могут возникать осечки из-за «осаживания» боевой пружины.  В процессе боевой эксплуатации так же выяснилось,  что даже применяя усиленный боеприпас  применение ТК по цели характеризуется низким останавливающим действием пули и невысокой дульной энергией (около 104 Дж). Подобные величины не обеспечивают надежного вывода противника из строя даже при попадании пули в жизненно важные органы. Раненый противник способен произвести ответный выстрел. Дальность же относительно  эффективного действия пистолета ТК не превышает 15-20 метров, то есть, как я уже упоминал выше, это было оружие совсем уж ближнего боя или как принято у американской полиции – «оружие второго шанса».

     В период с осени 1926 по 1935 год было выпущено несколько десятков тысяч «Коровиных». В период после Отечественной войны пистолеты ТК некоторое время хранились в сберкассах в качестве резервного оружия для служащих и инкассаторов. После войны ТК в основном  стали основой наградного фонда снискав себе славу личного именного оружия генералов и адмиралов.

     К сожалению ТК оказался единственным успешным короткоствольным изделием  Сергея Александровича Коровина принятым на вооружение. Его дальнейшие разработки уже были далеки от короткоствольного стрелкового оружия, ибо он переключился на разработку карабинов и пистолетов-пулемётов. Наиболее удачным оказался самозарядный карабин ТКБ-270 под патрон ТТ, и пистолет-пулемет созданный на его основе под тот же пистолетный патрон 7,62 ТТ. И не смотря на то что автомат Коровина на вооружение так принят официально не был, им в 1941 году в замен не хватавших ППШ вооружалось ополчение Москвы и резервные полки.  И опять же, к сожалению уже прошедшее фактически боевые испытания изделие Коровина так и не было взято на вооружение, вместо него на вооружение поступил ППС (пистолет пулемет Судаева), и несмотря на участие в разработках минометов, противотанковых ружей и других видов тяжелого стрелкового вооружения Сергею Александровичу, опять же, так и не удалось  создать самостоятельный серийный образец который бы приняли на вооружение армии. Вот почему конструктора Коровина знают разве что по его «карманному» ТК ставшему спутником многих прославленных советских военноначальников прошлого столетия.

Александр РУЧКО

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

номер 52 » Архів номерів » номер 32 » ПЕРВЫЙ САМОЗАРЯДНЫЙ…