КАМУФЛЯЖ

КОМУ ПОНАБИЛОСЬ ЗАПРЕЩАТЬ КАМУФЛЯЖ?

     

     Прошло больше года, как украинские парламентарии пытались протащить через Верховную Раду Украины коррупционный законопроект о запрете ношения «колористки камуфляж». Для того что бы понять зачем было поднимать этот весь сыр бор, нужно просто посмотреть кто внес этот законопроект на рассмотрение.

      Авторы законопроекта, среди которых бывший министр обороны Александр Кузьмук и генерал-лейтенант милиции Валерий Бевз, оправдывают свой законодательный «опус» тем, что в Украине «за годы независимости появилась избыточная милитаризация общества». Странно это как то звучит из уст тех, кто и без телевизора знает в каком состоянии нынче с армией и патриотизмом в Украине – о какой «милитаризации» общества может идти речь, если в стране нет ни армии, ни допризывной подготовки, а от службы косит каждый второй призывник? Или господин Кузьмук и господин Бевз хотели убедить всех, что в Украине зреет военный переворот? Ну, так как показывает мировая практика, незаконные вооруженные формирования как раз используют гражданскую одежду, что бы слиться с толпой и уйти из под огня правительственных войск. Банд-формированиям как раз одежда «камуфляж» будет не нужна, особенно если бои будут происходить в городских условиях, где лучшая маскировка, как раз джинсы. При нынешних технологиях создание партизанских формирований и их успешное действие вне города вещь уже достаточно сомнительная. Так что все доводы, приводимые армейским генералом в отставке Кузьмуком, лично мне только с точки зрения коррупционной составляющей этого документа. А вы попробуйте расспросить их – чем они конкретно руководствовались при его написании и вообще, знают ли они что такое комуфляж?

      Собственно можно задавать этим уважаемым генералам множество вопросов, но вот внятных ответов вы не получите. Дело в том, что цель этого законопроекта далека от заявленных задач. Начнем с того что эта законодательная инициатива была пролоббирована одним очень крупным производителем с целью получения монопольного положения на рынке государственных закупок. Ну, посудите сами – будут ли другие менее серьезные производители заказывать ткать, красить ее и что-то шить, если в стране это носить запрещено? Естественно производством камуфляжа будет заниматься только нужная организация, имеющая нужные лицензии, все остальным будет просто не выгодно. Вот и получается – что законопроект то имеет «коррупционные уши», а тот факт, что против него поднялась серьезная шумиха в обществе, заставило его авторов очень неуютно чувствовать себя перед телекамерами сбивчиво пытаясь объяснить, что же конкретно они имели в виду своей так называемой «законодательной инициативой». Будем, надеется, что и этот документ, в конце концов, где то тихо ляжет на вечное дно в архив Верховной Рады Украины как очередное доказательство недалекости ряда наших уважаемых «народных избранников».
     Кстати, во многих странах ношение курток с расцветкой камуфляжа национальной армии еще и признак патротизма в обществе... ну правда куда нам до этого! Для того что бы понять всю абсурдность сложившейся ситуации вокруг этого скандального законопректа Кузьмука и КО, давайте для начала выясним - что такое этот самый камуфляж, ибо авторы законопроекта замахнулись на запрет "калористики камуфляж", а это значит НА ВСЕ, поленившись хотя бы перечислить или расшифровать что же реально они имели в виду....

 

КАМУФЛЯЖ

     Камуфляж - способ маскировки, при котором на маскируемый предмет (объект) наносятся пятна, полосы различной формы и цвета. Камуфляж изменяет внешний вид и искажает контуры предмета за счёт разбивания силуэта предмета или человека.

        Маскхалаты, как и весь камуфляж в целом, появился относительно недавно. Еще, каких то 100 лет назад военная форма, наоборот, отличалось богатством цвета и всевозможными декоративными элементами. Такая раскраска позволяла увидеть солдата издалека, а так как средств связи тогда практически не существовало, то визуальный контроль был единственным средством понимания происходящего на поле боя для генералов. Полководцу необходимо было знать, какой полк идет в атаку, какой находится под ударом, и ряды какого дрогнули под натиском противника. Собственно, сам принцип ведения войны походил скорее на игру в шахматы между двумя опытными гроссмейстерами. Только вот «шах» и «мат» в этих шахматах были смертельным исходом для тысяч солдат и офицеров. Маскироваться же в условиях подобного боя было просто «не честно». И все же многих полководцев не устраивал тот факт, что противник тоже прекрасно видит маневр войск неприятеля на «большой шахматной доске».

 

СМЕНА ВОЕННОЙ ТАКТИКИ


      И вот ближе к 20 веку, постепенно сменилась тактика ведения боя, и униформа солдат стала быстро блекнуть. Как ни странно, первыми, кто отказался от цветастых мундиров, оказались консервативные британцы, которым излишняя вычурность формы вышла боком еще во времена американской войны за независимость. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою под Лексингтоном несколько сотен колонистов наголову разгромили отряд англичан численностью в две тысячи человек, доказав преимущества маскировочной тактики.

      Считается, что цвет хаки (на фарси khak означает «пыль») был введен сэром Гарри Барнетом Ламсденом, создавшим в 1847 году Корпус проводников (разведка и авангард), действующий в рамках британской пустынной тактики.

      Преимущество однотонной униформы необычного для того времени цвета «хаки» быстро оценили в войсках. Во время Англо-бурской войны (1899-1902 гг) – война за независимость Трансвааля (Оранжевой республики) от Англии. Англичане, начавшие эту войну в своих стандартных мундирах красного цвета, несли на первом этапе войны очень большие потери, т.к. буры (жители Трансвааля), умело используя рельеф местности, наносили противнику большой урон, в свою очередь британские солдаты были очень удобной хорошо опознаваемой мишенью для таких партизанских вылазок.

     Закончилась англо-бурская война, ведущие державы мира (включая Россию), воспользовавшись опытом англичан, срочно ввели однотонный тип обмундирования для своих солдат. В 1910 году в России проводились исследования тканей для пошива обмундирования офицерского состава. Ткань, созданная по технологии переплетения разноцветных нитей, получила название «шанжан». Она в зависимости от интенсивности и угла освещения меняла цвет, визуально деформируя контур человеческого тела. Однако по причине высокой стоимости производства проект так и остался нереализованным.

 

ПЯТНА ПЯТНАМ - РОЗНЬ

      Дело окончательно стронулось с мертвой точки к началу Первой мировой войны — практически все армии мира переоделись в «цвета пенджабской пыли», в той или иной степени варьируя оттенок. Войска стали гораздо незаметнее, но на тактику боя это пока не слишком влияло — инертность мышления нашептывала генералам, что крупномасштабные сражения решают все. В таких условиях, разумеется, об индивидуальной маскировке солдата не могло быть и речи. А теория пятнистого камуфляжа к тому времени уже была, хотя и в зачаточном состоянии.

      Как таковой, привычный нам, (пятнистый) камуфляж появился, правда, значительно позже первой мировой. Но идея его использования витала в воздухе на протяжении всей первой половины 20-го века. В Европе считают, что автором концепции камуфляжа был русский. В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же – хамелеон-метод). До этого были отдельные попытки раскраска частей униформы формы, однако массово эта идея на фронтах так и не прижилась.

      А вот немцы вынесли хороший урок из поражения в первой мировой – именно немецкая армия первая начала снабжать свои регулярные войска камуфляжем. Предназначен он был для специальных подразделений СС и Вермахта – десантниками, горными егерями и т.д. Причем первая разновидность камуфляжа появилась у немцев еще в середине 30-х.

      Еще раньше французов, итальянцев и немцев, вопросом личной маскировки личного состава занялись в РККА. В 1927 году в СССР было создано специальное учреждение, которое занималось вопросами разработки маскировочной одежды для военных. Уже в начале 30х годов, практически одновременно с немцами, в советской армии был разработан камуфляж с не однотонным оттенком и амебообразными пятнами, хорошо маскирующими человека на местности, однако, в отличии от Вермахта, РККА пошло по пути пошива маскировочных маскхалатов одевавшихся поверх гимнастерки, когда как практичные немцы сделали камуфляж основной расцветкой элементов форменной одежды .

      К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учетом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В советской армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, саперов, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зеленом. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья.

     K концу 2-й мировой, Германия оказалась лидером в разработке и производстве камуфляжа, на конец 44-го года, в вермахте, различными подразделения использовалось более 30 расцветок, некоторые из которых, в последствии были позаимствованы другими армиями – например, расцветка «березка» позже принятая на вооружении Советской Армии с некоторыми дополнениями.

 

НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ И РАСЦВЕТКУ

      Развитие камуфляжа в эпоху «холодной войны» носило взрывной характер. Новые цветовые и геометрические решения сыпались как из рога изобилия. Причиной такого оживления стали множественные мелкие конфликты в разных частях света.

      Большое кол-во разработанных еще в прошлом веке расцветок камуфляжей по сей день используется и модернизируется. Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся бойцы, с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. При разработке, за основу берётся особенность человеческого зрения в светлое время суток, являющееся точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами.

 

      Задача выживания отдельного пехотинца в современной войне, приобрела решающее значение, а многообразие ландшафтов потребовало поисков универсальных решений. Тут надо заметить, что все виды камуфляжа с этого времени принято делить на несколько видов маскировки (в зависимости от местности).
- «лес» (в основном – Европа, Америка)
- «Пустыня» - (Северная Африка, Средняя Азия)
- «джунгли» (тропик) – (Ю-В Азия, Южная Америка)
- «зима» - для зимней войны
- «буш» (Юг Африки) – очень мало видов камуфляжа, в связи с ограниченностью местности и стран.
      Существует ряд специализированных расцветок, рассчитанных на особые условия, время года и даже время суток…
      К ним относятся:
- Розовый камуфляж (пустыня, раннее утро),
- Альпенфляг (камуфляж Швейцарии - ОЧЕНЬ ЯРКИЙ - красный, рыжий, черный, зеленый цвета) - используется в горах (Альпах) в марте - апреле, когда там цветут цветы,
- Городские камуфляжи (обычно аналоги "Лесных", но с использованием серых, черных, красных (кирпич), белых тонов,
- Черные камуфляжи - для операций в ночное время суток
и т.д.
      Подобные расцветки используются в основном специализированными подразделениями или группами специального назначения или разведки.

 

БУДУЩЕЕ ЗА ТЕХНОЛОГИЯМИ

      В настоящее время разработки камуфляжа продолжаются во всех странах, готовых к военным конфликтам. Основные направления исследований — создание «фрактальных» паттернов (пятен), действенных как на ближних, так и на дальних дистанциях, разработка тканей и красок, не темнеющих от воды и сохраняющих спектральную яркость в ультрафиолетовой и инфракрасной областях. Появился даже новый класс так называемых «цифровых» паттернов, которые состоят из мелких квадратных «пикселов», сгруппированных в пятна. Считается, что такое решение повышает маскирующие свойства, однако практических доказательств этому пока нет.

      Понятие камуфляжного паттерна, то есть цветовых пятен определенных форм, расцветок и взаимного расположения, прошло длительный путь. Какие цвета характерны для той или иной местности, какими должны быть размер и форма пятен, на какой дистанции камуфляж начнет маскировать человека — все эти вопросы до недавнего времени решались древним как мир методом проб и ошибок. Цветовая гамма, превосходно скрывающая человека на фоне лесного кустарника, может выдать его с головой при смещении буквально на пару метров, при этом создание камуфляжа хотя бы какой-то степени универсальности — очень сложная задача, не имеющая однозначного решения. И лишь недавно к этой задаче подключилась наука, родившаяся на стыке биологии и кибернетики, — теоретическая бионика. Именно с помощью науки, разработчики пытаются понять механизмы распознавания зрительных образов и сформулировать однозначный метод создания оптимальной маскировки. Здесь играет роль и траектория осмотра объекта, и задержки взгляда на его ключевых элементах, и время, прошедшее с начала осмотра до момента распознавания.

      Накопленная в ходе экспериментов информация о движениях глаз сама по себе ничего не дает. Но если помещать в поле зрения наблюдателя объекты с разными паттернами окраски, всякий раз регистрируя траекторию осмотра и скорость распознавания, то можно определить, какие именно изменения окраски приводят к затруднению и замедлению этого процесса. Найдя окраску, максимально затрудняющую распознавание, выясняют, на каких расстояниях она будет действенной. Проверяется также время распознавания контура при разных положениях наблюдаемого объекта, при ходьбе, на бегу, в процессе переползания. В соответствии с полученными данными вносятся коррективы — и снова череда тестов. Вот таким образом, шаг за шагом, создаются эффективные образцы современного камуфляжа.

 

Major.

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

 

 

 

Главная » Архив номеров » номер 33 » КАМУФЛЯЖ