СОВРЕМЕННЫЙ ДИЛИЖАНС

Есть такая работа - деньги перевозить

     Необходимость в транспортировке, а также охране денег и ценностей возникла у человечества сразу же после их появления. В нашей стране это произошло приблизительно в конце IX века.
     В Киевской Руси основными казначеями и торговцами являлись сам Князь и бояре. При помощи своих дружинников они могли обеспечивать безопасность торговых караванов. С тех времён так и повелось, что транспортировкой денег и прочих ценностей занимались либо сами их владельцы, либо для этого они специально нанимали надежных людей, которым могли доверять.

     Если сумма была большой, то обычно нанимались и вооруженные люди, чтобы защищать караван от возможных нападений грабителей. Так, например, известно, что Сурожские купцы в XVI веке снаряжали свои торговые караваны внушительной охраной. А во главе каравана ехал богатый представитель купечества, который пользовался особым доверием. Со временем перевозкой денег  и ценностей стали заниматься профессиональные охранники, однако, ни Киевские князья, ни тем боле, в последствии руководство Российской Империи, не уделяло этому виду деятельности должного внимания.  Собственно в царской России до Октябрьской революции 1917 года по-прежнему не существовало как таковой централизованной службы инкассации. Охраной приказчиков, перевозивших деньги, занимались наёмные частные сторожа, которые нередко работали и наводчиками для грабителей. И лишь с приходом к власти Большевиков, перевозка ценностей стала государственным делом.

     Инкассация (в переводе с итальянского означает «класть в ящик»). Она представляет собой сбор и доставку наличных денег, иностранной валюты и других ценностей в операционную кассу банка. В настоящее время, согласно законодательству, инкассация считается банковской операцией.

     У современных инкассаторов есть даже свой профессиональный праздник. Он ежегодно отмечается в СНГ  - 1 августа. Дело в том, что  именно 1 августа  1939 года в этот день при Госбанке СССР была создана Служба инкассации. До этого, в период с 1917 по 1939 годы сбором и сопровождением денежных ценностей занимались в ЧК-ОГПУ-НКВД. Постановление правительства о создании службы инкассации вышло 3 августа 1939 года. Государственный банк Советского Союза должен был в своём составе создать Управление инкассации и перевозки ценностей. Согласно данному постановлению, Госбанк СССР образовал аппарат инкассации. Соответствующие подразделения были созданы на местах. Они входили в состав территориальных учреждений Госбанка СССР.

     В начале своей деятельности служба инкассации должна была только обеспечивать безопасную транспортировку торговой выручки и ценностей. В годы, предшествующие началу войны, по всей стране были сформированы и укомплектованы территориальные органы инкассации.
     Вторая мировая война привела к большим экономическим и финансовым проблемам в нашей стране. Из-за военных действий произошло существенное сокращение оборота денег. Уже к 1942 году этот оборот сократился фактически вдвое. При этом Государственный банк не прекращал принимать вклады от населения. Многим работникам инкассации пришлось уйти на фронт.
     Победа в войне привела к резкому увеличению количества вкладов в сберегательные кассы. Отмена карточной системы способствовала полному восстановлению денежного оборота. В управления инкассации с войны вернулись фронтовики, а также началось поступление новой техники, среди которой была и трофейная.  К тому времени Госбанк СССР уже восстановил широкую сеть местных отделений.  К 1955 г.  сеть она возросла до 5100 местных отделений, включая 175 контор и субконтор и - 925 отделений, в которых работали в общей сложности 135 тыс. сотрудников.

     В советском фильме «Старики-разбойники» инкассатором работала безобидная героиня Ольги Аросевой: она ездила на обычной легковой машине с неприметным водителем, носила обычную гражданскую одежду и «Наган» в кармане плаща.  Это так сказать «собирательный образ» всех советских инкассаторов  послевоенного времени. При этом работа у советских инкассаторов была достаточно опасная –  а воз с личной защитой тогда было сложно, да и старенькие «ТТ» и «Наганы» к середине 80-х оказались слишком слабой защитой от возможного бандитского нападения.

СОВЕТСКИЙ ДЕНЕЖНЫЙ БРОНЕВИЧЕК


     Сегодня инкассатор – это крепкий мужчина, хорошо владеющий оружием, в бронежилете и на бронированном автомобиле. Кстати, в отличии от других стран, где бронемашины для охраны перевозимых денег появились чуть ли не с момента создания первого бензинового двигателя, первые банковские броневики в СССР появились только во второй половине 80-х, вызвав на дорогах нашей общей тогда еще страны настоящий фурор.  Причем создавался этот броневик не в «союзе», а был разработан и построен по заказу Сбербанка СССР итальянской фирмой Fontauto на базе прибалтийского РАФ 2203. К сожалению  взяв за основу базу РАФ-а, разработчикам пришлось  учитывать это при бронировании автомобиля, что бы дополнительный вес не сказался на ходовых качествах.

     Бронирование вертикальных частей данной машины состоит из 10-15 миллиметровой (номинальная толщина) баллистической стали для глухих частей кузова и стекол 30-миллиметровой толщины. Это обеспечивает защиту команды сопровождения от всех видов атаки пистолетами, револьверами, пистолетами-пулеметами, охотничьего оружия 12-го калибра с расстояния 5 метров, автоматического оружия и оружия калибра 7,62 (например, автоматы Калашникова) на расстоянии 25 метров. Кроме того, в случае нападения, транспортное средство могло поддерживать скорость под полным контролем даже в темноте.
     Команда сопровождения - 3 человека, масса перевозимого груза - 300 кг.

     Менее удачной, но более запоминающейся машиной, из-за необычного дизайна, оказался броневик, разработанный французской фирме Labbe, производство которого было размещено в цехах завода РАФ.  В качестве базовой модели опять же был взят РАФ 2203 на раму которого начали вешать броне листы.  В процессе разработки оказалось что если следовать все требованиям Сбербанка СССР, то машина окажется слишком неповоротливой, и было принято решение о не полном бронировании – то есть броня по бортам и крыше, а днище чуть ли не «фанерное».  Французы сделали все, что позволяла фактура и технологические ограничения советского автопрома. Получившийся автомобиль срочно пустили в серию, и выпускали целых два года, с 1987 по 1989.

     Автомобиль "LABBE": (фирмы LABBE Sa Armor Mobile Security France "O'Gara - Hess") имел многослойные бронированные стекла "Хамелеон" толщиной 4,5 см, независимый отопитель и климат контроль, а также аварийную автоблокировку дверей. Двери оснащались бойницами с системой невозможности наружного вскрытия. Экипаж в составе: водителя, сборщика и старшего вооружался пистолетами ПМ, в дальнейшем старшему выдавался автомат АКС 74М. Впервые экипажи автомобилей LABBE стали оснащать стационарными и мобильными рациями STORNO. В салоне имелось два посадочных места: сборщика и старшего, а также пространство для хранения ценностей со сдвижной дверью. Автомобиль комплектовался подрессоренной передней балкой и рулевым управлением фирмы Peugeot.

     Большое количество таких автомобилей было отправлено в Москву, часть из них досталась другим крупным городам СССР – например, я видел несколько таких моделей в 90-х в Киеве.

     Машина вызвала у инкассаторов неподдельный интерес. Мало того, что машина выглядела действительно круто, особенно по тем временам, - так еще и обеспечиваемый уровень комфорта был в ней огого! Представьте себе, что у кого-то кроме членов Политбюро были на тот момент кондиционеры в автомобилях - а вот, у инкассаторов  кондиционеры были! Да и в эксплуатации Labbe-RAF оказался машинкой несложной - внутри, все-же, обычная "Волга", практически - никаких проблем с запчастями и ремонтом.

     Всего  Labbe-RAF  успели выпустить 63 шт, но тут в Латвии грянула «свобода», и сначала прекратилось производство банковских броневиков, а уже потом и всех остальных автомобилей. Сегодня завод закрыт, а единичные бронемашины этой серии, нет, нет, да встречаются на просторах бывшего СССР, причем в достаточно хорошем состоянии.

 

БРОНЯ КРЕПКА  И ДЕНЬГИ ПОД ОХРАНОЙ

     В начале 90-х годов 20 века началось интенсивное развитие частной собственности. Стало появляться большое количество коммерческих банков, страховых компаний, кредитных организаций. Торговый оборот и оборот ценных бумаг росли, появлялись биржи и меняльные конторы. Неудивительно, что тогда же возникли и первые негосударственные службы инкассации.

     Того малого количества броневиков, оставшихся с советских времен явно не хватало, и инкассаторы опять массово пересели на обычные серийные автомобили, превратившись в желанную цель для любой банды грабителей коих в «лихие 90-е» захлестнувшие просторы бывшего СССР. Но время шло, а спрос на надежную охрану и транспортировку финансовых средств рождал соответствующее предложение, шедшее в свою очередь «в ногу» со временем и все более современными технологиями.  Появилась возможность дополнительного бронирования серийных автомобилей,  а разработка различных композитных броне-элементов и пленок, позволила усилить их  пуле-стойкость, без серьезного повышения общей массы автомобиля.  Поэтому сегодня банковский автомобиль можно различить на дороге, разве что по спец-сигналам и окрасу.

      В первую очередь, находясь внутри современного банковского броневика, инкассаторы защищены от пуль огнестрельного оружия. В зависимости от модели и сложности выполняемых задач, подобные авто бронируются по второму, третьему или четвертому классу пуле-стойкости.  Чаще всего вертикальные поверхности, двери кабины и отсека экипажа, дверные стойки, перегородка бронируются до уровня, обеспечивающего защиту при обстреле из пистолета ТТ, дробовиков 12 калибра и автоматов  7,62-мм АК-74, АКМ. Предусмотрена так защита топливного бака.  Стекла выдерживают попадание из АК-47 и АКМ.

     Кроме толстой брони, машины оснащены специальными бойницами и фальшбойницами – на случай нападения и обстрела. Внутри этой машины размещено устройство, которое является своего рода сейфом. Машины оснащены системами современной радио- и спутниковой связи.

     Все бригады инкассаторов обычно вооружены стрелковым оружием и бронежилетами. За передвижением  броневиков следит диспетчер службы инкассации банка. Он отслеживает местонахождение всех автомобилей службы и фиксирует сигнал тревоги.

Major©

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

 

Главная » Архив номеров » номер 33 » СОВРЕМЕННЫЙ ДИЛИЖАНС