logo

АРБАЛЕТ ИЛИ АВТОМАТ?

Экспериментальный автомат Ширяева АО-27

В конце пятидесятых – в конце 50-х годов в США начинается работа над новым видом боеприпасов с расширенными тактико-техническими возможностями. Некий инженер-оружейник Ирвин Барр запатентовал необычные малокалиберные патроны со стреловидной пулей. В СССР, как водится, не любили «пасти задних», и к 1960-му году, конструкторами Дворяниновым и Ширяевым начались работы по аналогичным подкалиберным стреловидным боеприпасам.

     

     В конце пятидесятых – в конце 50-х годов в США начинается работа над новым видом боеприпасов с расширенными тактико-техническими возможностями. Некий инженер-оружейник Ирвин Барр запатентовал необычные малокалиберные патроны со стреловидной пулей. В СССР, как водится, не любили «пасти задних», и к 1960-му году, конструкторами Дворяниновым и Ширяевым начались работы по аналогичным подкалиберным стреловидным боеприпасам. Ширяев в 1961 году создал под эти боеприпасы экспериментальный автомат АО-27.  Изначально серийного производства автоматов модификации АО-27 не предполагалось, так как стреловидная подкалиберная пуля по идее разработчиков лучше подходила для пулеметов, тем более что одновременно в том же учреждении (НИИ-61) под руководством В.М. Сабельникова,  шла активная работа по разработке 5,45-мм автоматного патрона для нового поколения АК. Испытаниями и разработкой нового малокалиберного патрона для АК занималась Лидия Ивановна Булавская и успехи были на лицо.  Надо отметить, что СССР в то время  стремился угнаться за американцами, разработавшими патрон и автомат калибра 5,56 мм. Поэтому основная задача была поставлена «догнать и перегнать», разработка же «стреловидных» подкалиберных боеприпасов была некой «экспериментальной альтернативой». Надежду на успех давало то, что в это время уже были разработаны отечественные стреловидные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимися поддонами к 100-мм противотанковой пушке Т-12 "Рапира". Конструкция подобного боеприпаса, т.е. патрона с оперенной подкалиберной стреловидной пулей и отделяемым ведущим двухсекторным поддоном для оружия типа "автомат", была разработана в 1960 году и защищена авторским свидетельством N 22527 с приоритетом от 1 июня 1960 года.
     Испытания новых патронов показали очень хорошую настильность подкалиберных оперенных пуль, но кучность, несколько уступающую обычным боеприпасам.
     Автомат АО-27 конструкции Д. И. Ширяева является составной частью опытного комплекса "оружие - патрон со стреловидной пулей", разрабатывавшегося в НИИ-61 (позднее - ЦНИИТочМаш) начиная с 1960 года.
     Авторами этого изобретения являются В.П. Грязев, П.А. Фадеев, А.Г. Шипунов и Д.И. Ширяев. Патрону был присвоен индекс ОПС (оперенный подкалиберный стрелковый). Автомат АО-27 для этих боеприпасов был разработан в начале 1961 года. Боеприпас ОПС и автомат АО-27 для него представляют собой первый в мире стрелковый комплекс подобного рода. К сожалению далее экспериментальных разработок, идея не пошла. И все же это был успех, если учесть, что после ряда неудачных экспериментов американское военное ведомство отказалось от дальнейших разработок этой идеи. Их патрон М903 "SLAP" ("Saboted Light Armor Penetrator") с бронебойной подкалиберной пулей с отделяющимся поддоном, имел калибр 12,7x99 мм, уменьшить боеприпас до автоматного им не удалось. Кроме того был ряд технических проблем и достаточно низкая кучность. Советский же автомат Ширяева стрелял… и стрелял довольно точно.
Слева на право -  пуля Барра, американская М903, две эксперементальные советские и крайняя справа пуля Дворянинова.

     Автоматика АО-27 газоотводного типа с отводом пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. В качестве ствола использовались штатные заготовки стволов калибра 7,62 мм, в которых делались нарезы штатного профиля, но более пологие. Вращение пули способствовало четкому отделению секторов поддонов, ведущих пулю по стволу. Кроме этого, при вращении аэродинамически стабилизируемой пули происходило осреднение эксцентриситета действующих на нее сил и, следовательно, уменьшение разброса попаданий. Затвор - поворотный, с двумя запирающими выступами.

     Стебель затвора конструктивно выполнен совместно со штоком, заканчивающимся газовым поршнем. В полом штоке газового поршня размещена возвратная пружина. Ударный механизм ударникового типа с длинным ходом (практически равным ходу затвора) ударника. Сделано это с целью увеличения временного цикла работы автоматики для снижения темпа стрельбы. Спусковой механизм простейшего типа, состоящий из спускового крючка, поворотного шептала, автоспуска и разобщителя. Предохранитель-переводчик флажкового типа расположен на спусковой скобе за спусковым крючком по аналогии с самозарядными винтовками СВТ. Прицельные приспособления состоят из целика и мушки.

     В первом варианте автомата целик был диоптрическим и мушка была расположена на газовой камере. При отработке комплекса по рекомендации военных прицел был заменен на обычный регулируемый секторный, а регулируемая мушка перенесена на дульную часть ствола. Стрельба производится с так называемого переднего шептала, т.е. с подвижными частями в переднем положении. Согласно отчетам по испытаниям комплекса на этапе главного конструктора преимущество его по сравнению с АК-47 было подавляющим. В частности, дальность прямого выстрела автомата составляла 530 метров против 356 АК-47 и 437 винтовочного.

     При этом импульсы отдачи были 0,5 у АО-27, 0,78 у АК-47 и 1,24 кгс у винтовки. При стрельбе на дистанцию 1000 м высоты траекторий были соответственно 3, 10.5 и 6 метров. Большие начальная скорость пули ОПС патрона (1060 м/с) и поперечная нагрузка давали автомату АО-27 значительное преимущество при пробитии таких преград, как окопные бруствера. Существенно меньшим было рассеивание пуль автомата АО-27 по сравнению с АК-47 при стрельбе короткими очередями из положения, стоя, а вот останавливающее действие было относительно низким.  И, все же, несмотря на ряд преимуществ, приоритет был отдан новому 5,45 мм патрону АК. Тем более по цене и простоте массового изготовления патрон 5,45Х39 значительно приемлемее для оружейной промышленности. 

     Но на этом эволюция стреловидных пуль не окончилась, правда в СССР этой темой более не занимались, а на западе все же нашли применение стреловидной пуле.
     В начале 90-х годов конструкторами фирмы "Steyr" была разработана крупнокалиберная винтовка, получившая название "IWS 2000" ("Infanterie-Waffensystem" — система пехотного вооружения) или "AMR" ("Anti-Material-Rifle" — противотехническая винтовка), внешне напоминающая противотанковые ружья, которые применялись во время второй мировой войны. Это высокотехнологичное оружие калибра 15,2 мм с уникальными баллистическими характеристиками предназначено для выведения из строя тактически важных, и соответственно хорошо защищенных объектов на удалении до 2000 м, поразить которые индивидуальным стрелковым оружием весьма непросто. К таким относятся: командно-штабные машины, находящиеся на аэродроме самолеты и вертолеты, радиолокационные станции, средства управления и связи и др. Вольфрамовая стрела пробивает даже 40-мм броню. Благодаря хорошей бронебойности стреловидной пулей можно поражать периферийные части танков и бронетранспортеров, из которых особенно чувствительными являются оптика, ходовая часть, дополнительные топливные баки и антенны. Наряду с высокой пробивной способностью пули привлекает также настильная траектория ее полета.

     Напоследок хочу заменить, что если бы Ширяеву дали время на дальнейшие исследования и тему бы развивали далее, то возможно ему бы удалось увеличить кучность своих подкалиберных пуль. Тем более ими в свое время сильно интересовался Евгений Федорович Драгунов выразивший желание сделать под этот боеприпас снайперскую винтовку, однако низкая кучность оставила эту идею «зависшей» а сегодня «забытой».

     А тем временем идею с концепцией стреловидной пули, взяли на вооружение создатели самонаводящихся боеприпасов для стрелкового оружия, но это уже совсем другая и уже не фантастическая история....

 

Major© Я в Google+

номер 52 » Архів номерів » номер 36 » АРБАЛЕТ ИЛИ АВТОМАТ?