БМР - ВСЕ НОВОЕ, ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

СУХОПУТНЫЙ ТРАЛЬЩИК

БМР - ВСЕ НОВОЕ, ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

 

     Трудно сказать, когда изобрели сам термин «минная война». Во всяком случае, до Второй Мировой войны мины рассматривались как вспомогательное, второстепенное  оружие. В ходе войны применение мин возрастало, но и к моменту окончания боевых действий мины так и не вышли окончательно из разряда вспомогательного оружия.  А вот уже во время войны во Вьетнаме, минному оружию начинает, уделяется повышенное внимание. В военных циркулярах ГРУ и ЦРУ все чаще появляется тот самый термин «минная война»,  а боевой опыт «въетконговцев» по ведению минной войны против армии США, на целые десятилетия станет классикой  мирового «партизанского жанра».

 

АФГАНСКИЙ МИННЫЙ КАПКАН

     Ведение боевых действий «минной» войны предусматривало ряд этапов - минная остановка, минное окружение, минная блокада, минная изоляция, минное уничтожение. Т.е. в условиях господства противника в воздухе и на земле, последовательно, наращивая количество и плотность минных полей, предполагалось остановить наступающего врага, затем исключить его маневр в любую сторону, далее лишить возможности подвоза материальных средств, питания, эвакуации раненых. Минная изоляция предусматривала уже установку мин между подразделениями, вплоть до отделения, а минное уничтожение предполагало доведение минного страха до того, что солдаты противника боятся даже выйти из машины, танка, оставить палатку или блиндаж.

     Тут учитывалась не только боевая, но и психологических особенностей минной войны. По сути их две. Первая в том, что смерть спрятана и неподвижна. Она как бы живой погребена в землю. Смерть там спит.
     Вторая психологическая особенность в том, что «минную смерть» может и должен разбудить сам обреченный на гибель. Он должен наступить, наехать на фугас, на мину, оказаться рядом с нею. И тогда она взорвется, или ее взорвут часовым ли механизмом, или радиоволной.
Смерть проснется. Обреченный сделает ее своею. Подвижностью, боевой неугомонностью гибнущий приближает и обретает свою смерть на минной войне.
     В 2009 году,  в самый пик антитеррористической операции в  Афганистане, там взорвалось на дорогах 3 276 самодельных фугасов. Число жертв, среди войск коалиции, погибших от мин, только  в 2008 достигло цифры 161 солдат и офицеров. Это без учета «местных потерь» (полиция, силы местной безопасности). В 2009 году число погибших уже составляло 722 военнослужащих коалиции. В Ираке случаи применения взрывных устройств как раз наоборот, становились всё реже, этому способствовала стабилизация обстановки в стране. В том же 2008 было зарегистрировано 8 999 таких нападений. Пик же минных нападений в Ираке был пройден 2006 году -  24 302 случаев. Тогда даже на коротком 22-километровом участке трассы «Аэропорт-Багдад», где на каждых 100 метрах был блокпост коалиции и местных сил безопасности, а сама дорога круглосуточно патрулировалась и по земле и по воздуху, террористы умудрялись установить ежедневно по несколько мин и фугасов, на которых обязательно кто то подрывался. Примерно тогда, кстати, от осколков придорожного фугаса в Багдаде, пострадала машина украинского дипломатического ведомства – чудо, что никто тогда не погиб и не был ранен.
      «Мы проигрываем войну» - так прокомментировал потери коалиции  в Афганистане и Ираке,  на CNN военный обозреватель в Brookings Institution Michael O’Hanlon. В свою очередь главнокомандующий войск НАТО в Афганистане генерал David McKiernan, в своем интервью прессе, относительно увеличивающихся потерь  в 2009 году заявлял, что Талибан используют придорожные бомбы, чтобы уничтожать наши войска и терроризировать  население:  -  «IEDs не различает между гражданскими и вооруженными силами, таким образом - это главный убийца населения и сил безопасности в Афганистане»…

      Американцам и командованию коалиционных сил нужно было, что то срочно делать, ибо Талибан уже успешно прошел, и даже кое где завершал, такие стадии минной войны как минное окружение, минная блокада и минная изоляция…  Исламские боевики были готовы к началу завершающего этапа минной войны – «минное уничтожение», после которой антитеррористической коалиции пришлось бы в силу огромных потерь личного состава просто покинуть пылающий Афганистан, вернув его в руки исламских радикалов.

 

ПРОТИВОМИННЫЙ БУЙВОЛ

     Понимая всю сложность сложившейся ситуации в Афганистане, ПЕНТАГОН в срочном порядке направил  туда 10 000 новейших саперных бронетранспортёров, чтобы противостоять фугасам талибан. Боевые части, размещённые в Афганистане постоянно делали запросы на легкую, более маневренную версию минозащищённых транспортных средство, ибо до этого массового применения противоминных взрыва-защищённых бронетранспортёров  не было – разминирование дорог и коммуникаций занимало определенное время, и как раз время и играло на руку террористам из Талибан. Важные пути снабжения после разминирования повторно минировались в течение считанных часов после того, как сапёрные команды их расчищали. Доходило до того, что пока саперы заканчивали обследовать дорогу, начало этой же дороги повторно было заминировано буквально за спиной саперов.

     С развертыванием в войсках массового применения таких противоминных американских БМР (Боевая Машина Разминирования) как  «Buffalo»: шестиколёсного, 38-тонного, бронированного супергрузовика, спроектированного специально для уничтожения бомб, ситуация несколько изменилась в лучшую сторону. По крайней мере, снизились потери среди личного состава инженерных войск, и увеличилась эффективность противоминной борьбы.

     Buffalo, разработанный компанией «Force Protection», классифицируется как защищённое от взрывов сапёрное транспортное средство (MPCV), и основан на южноафриканском БТР «Casspir». Он имеет 8 метров в длину, 4 в высоту, и 3 в ширину, и вмещает шестерых человек. Он оснащён 440-сильным двигателем CAT C13 12.5l, который позволяет развивать скорость до 88 километров в час и способен проехать на одной заправке 480 километров.
     Как и подобает машине с таким именем, Buffalo («Буйвол») сделан невероятно мощным. Грузовик защищён слоями алюминиевой брони BAE Systems L-ROD и имеет V-образное шасси, которое отводит взрывы мин от центра, тем самым защищая экипаж. Все шесть его стальных колёс оснащены шинами 16 R 20 XZL от Michelin, на которых можно передвигаться, даже когда они полностью спущены. И вдобавок ко всему Buffalo способен выдерживать огонь огнестрельного оружия (вплоть до калибра 7,62) и РПГ с боков и сверху, а также переносить взрыв 18-килограммовой мины под своими колёсами и 12-килограммовой – непосредственно под днищем.

       Разумеется, сапёрные взводы предпочитают разрядить самодельные мины до того, как сесть на них сверху. Поэтому эти грузовики оснащены также 10-метровой роботизированной рукой-клешнёй (укомплектованной камерой, набором сенсоров и системой манипуляции). Более того, Buffalo способен опускать набор дисковых катков, похожих на каток асфальтоукладчика, для проезда по дороге и подрыва бомб, заложенных в дорожное полотно.

     Американские инженерные войска отправили первый Buffalo в Афганистан в 2003 году с миссией разминирования, расчистки дорог и охраны конвоев. Пятью годами позже их число выросло до 200, поскольку машины показали свою необычайную полезность и надёжность. Многие европейские и азиатские страны также приняли их на вооружение.  А когда расчистка дорог от самодельных бомб не требуется, Buffalo может переоборудоваться в стандартный бронетранспортёр или тяжело бронированный медицинский транспорт.
     «Не существует 100-процентно надёжной процедуры расчистки территории»– уверены американские военные саперы из числа экипажей  Buffalo, - «Есть то, что лучше всего работает. И когда противник меняет своё поведение, мы также меняем свою тактику, приёмы и выполняемые процедуры». Кстати часть технических идей заложенных конструктивные особенности  удачного БМР Buffalo, были впервые сформулированы и изготовлены на Украине – на Львовском танкоремонтном заводе.  По сути, прародителем создания, отдельной ветки семейства боевых машин разминирования БМР стала Украина, находящаяся тогда в составе СССР.

 

БМР - СУХОПУТНЫЙ ТРАЛЬЩИК РОДОМ ИЗ ЛЬВОВА

     Самым распространенным и эффективным противоминным инструментом из боевого «обвеса» Buffalo можно считать  «катковый трал». Он представляет из себя, тяжело груженый многоколесный прицеп, имитирующий вес грузовика или танка, который толкает перед собой машина разминирования (БМР). Кстати история боевой машины разминирования (БМР), как и собственно самого «сухопутного трала», начинается в далеких 1980-х в СССР и опять таки в Афганистане. Основным инструментом этой машины стал знаменитый советский минный катковый трал КМТ-5М и его дальнейшее развитие КМТ-7. Их предшественник, трал ПТ-3, появился еще в годы Великой Отечественной войны и великолепно себя проявил уже в Курской битве. Тогда катковые тралы навешивались на танки. Специальные же БМР-ы появились впервые в СССР и были разработаны не где-нибудь, а на Львовском танкоремонтном заводе.

     БМР заводского изготовления сразу же нашли свое место в боевых порядках войск. Они позволили резко снизить потери техники на минах, увеличить скорость движения колонн. Поток заявок быстро нарастал. Машину требовали не только танкисты, но и пехота, тыловые батальоны. Обойти препоны военной бюрократии было несложно, ведь БМР относились не к бронетанковой технике, а к инженерной и не считались штатной машиной исключительно танковых частей.

     Конструкторы, учитывая недостатки и «детские болезни» первых образцов, оперативно разработали БМР-2, а позднее и БМР-3. Последний оказался настолько удачным, что в начале XXI века стало возможным представить БМР на международном рынке вооружений. Причем для этого были основания исторического характера. Входе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израиль захватил у египтян довольно много тралов КМТ-5 советского производства. Израильские военные быстро приспособили их к своим «Меркавам» и стали с большим успехом использовать для разминирования обочин дорог на «палестинских территориях». 

     И вот грянула антитеррористическая операция в Ираке и Афганистане.  Где американцы понесли чувствительные потери на противотанковых минах, и тут оказалось,  что приемлемых противоминных тралов у американцев не оказалось, ибо они высокомерно пренебрегали этой техникой в 1950–1970-х. Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой закончились провалом. Пришлось американцам идти на поклон к израильтянам и покупать у них минные тралы советского производства, а позже разрабатывать что-то «свое». Так что все хорошее новое, почти всегда хорошо забытое старое…

 

Александр РУЧКО

 

Главная » Архив номеров » номер 39 » БМР - ВСЕ НОВОЕ, ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ