"ГЮРЗА-М" РЕЧНОЙ ДОЗОР

Речной артиллерийский катер ГЮРЗА-М

     

     Речные бронекатера с  момента своего создания предназначались для решения задач несения дозорной службы на реках и озёрах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнём, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.

     Напомню – в Украине около 71 тыс. рек. Общая длина рек страны составляет 248 тыс. км. Если вытянуть реки по экватору, то условно образовавшаяся река более 6 раз обогнёт Землю. Среди рек Украины самые крупные: Днепр, Днестр, Южный Буг, Десна, Северский Донец и другие. Из них судоходные по которым проложены речные пути, кроме условно судоходных по которым может передвигаться речная военная техника вроде бронекатеров:

    Речные судоходные пути Украины: Днепр, Десна, Днестр, Стырь, Южный Буг, Горынь, Сула, Северский Донец, Припять, Самара, Ворскла, Ингулец, Тетерев, Серет, Псёл…


    Доставшиеся Украине со времен СССР АКА «Шмель», кодовое обозначение НАТО — «Shmel Class River Gunboat» - давно морально устарели и если не списаны на металлолом, то их количество в ВМФ Украины единичное.  Да и было их не так много – в основном это были бронекатера Дунайской Флотилии.  Долгое время никому не было дела до украинских рек… это при том, что проекты различной военной техники годами лежали под сукном в МО Украины.  И видимо и продолжали бы лежать, если бы одной дружественной стране не понадобились речные АКА для охраны своих границ. А раз есть зарубежный заказ, вспомнили и об нуждах ВМФ Украины.
     Для охраны границы Узбекистана на Аму-Дарье возникла потребность в АКА.  Построит речные бронекатера, специально разработанного  ранее под подобные задачи проекта "Гюрза", взялось украинское государственное предприятие "Судостроительный завод имени 61 коммунара" в г. Николаев. Финансирование этого заказа предполагалось осуществляться на средства госдепартамента США – по программе борьбы с терроризмом и помощи этой среднеазиатской республике с целью укрепления охраны ее водных рубежей,  а так же в рамках Международной программы по борьбе с терроризмом, незаконным транспортированием оружия и наркотических средств.

       Катера должны были т нести патрульную службу на Аму-Дарье, на участке границы с соседним Афганистаном. Контракт на этот заказ с госдепартаментом США заключен фирмой "Прогресс" - дочерним предприятием компании "Укрспецэкспорт".  Из поставленная перед украинскими корабелами задача была выполнена, правда не без эксцессов.

 

ПОЧЕМУ КИЕВ А НЕ НИКОЛАЕВ?

      Первоначально строительство речных бронированных артиллерийских катеров было запланировано на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара», имеющие опыт подобных работ, но в январе 2004 года завод отказался от выполнения контракта и без официального объяснения причин вышел из проекта, выразив сомнения, что этот заказ, подкрепленный лишь заверениями и гарантийным письмом дипломатов двух стран, поставит под угрозу выполнение финансовых обязательств со стороны заказчика. В связи с этим компания «Прогресс» перезаключила контракт на постройку катеров с ОАО «Завод «Ленинская кузница» города Киева, при этом проект претерпел значительные изменения, направленные в сторону упрощения и удешевления производства и приобрел нынешней силуэт. Кроме этого конструкторами было предусмотрена возможность транспортировки катера в разобранном виде самолетом Ан-124 «Руслан».

      Головной артиллерийский катер «Джайхун» был заложен на стапеле судостроительного предприятия «Ленинская кузница» 19 февраля 2004 года. Спуск корабля состоялся 2 октября 2004 года. В течение следующих трех недель были проведены швартовые и полный цикл ходовых испытаний на Каневском водохранилище. Также была осуществлена проверка вооружения стрельбой по береговым и надводным целям. В это же время в Киеве прошли обучение узбекские экипажи для обоих катеров.

     Программа испытаний головного артиллерийского катера была успешно завершена 26 октября 2004 года, а 29 октября речное судно было погружено на борт тяжелого транспортного самолета «Руслан» и доставлено в город Термез, где после сборки был спущен на воду и передан заказчику. Второй артиллерийский катер «Сайхун» был сдан в начале декабря 2004 года.

      Общей задачей речных катеров проекта 58150 типа «Гюрза» является несение патрульной службы и охрана водных границ на реках, озерах и прибрежных морских районах, а также имеет возможность разместить разведывательно-десантную группу до 8 человек с оружием легкого калибра.

       Первые речные бронированные артиллерийские катера (РБАК) проекта 58150 типа «Гюрза», с января 2005 года приступили к патрулированию водных границ с Афганистаном на реке Амударья.

      Заказчиком двух патрульных катеров «Джайхун» и «Сайхун» выступила пограничная служба Республики Узбекистан.

       Сейчас РБАК эксплуатируются на реке Амударья в районе города Термез, где ведут борьбу с контрабандой оружия и наркотиков, прикрывая 156-километровый участок границы Республики Узбекистан с Афганистаном, который практически не контролируется с афганской стороны.

      Успешное выполнение контракта на поставку первых двух артиллерийских катеров для Узбекистана открыло широкие возможности перед украинскими судостроителями. Интерес к военному быстроходному судну был проявлен некоторыми странами Юго-Восточной Азии, Африки и некоторых стран СНГ.

       Речные бронекатера проекта 58150 — тип речные артиллерийские катера (АКА). Проектный шифр — «Гюрза». Разработан Николаевским казённым предприятием «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» под руководством главного конструктора проектов Кривко С. В. Изначально в конструкцию катера закладывалась возможность транспортировки при помощи самолета АН-124 «Руслан», для чего бронированная рубка была съемной и крепилась к корпусу на фланце при помощи болтового соединения, а электрические кабели имели соответствующие разъемы. Для прохода под низкими мостами мачта могла заваливаться. Ответственные помещения катера (рулевая рубка, отсеки оружия, топливные цистерны, моторный отсек) были бронированы, что позволило катеру выходить на близкий огневой контакт с противником, вооруженным стрелковым оружием.

Цена изделия 60-65 миллионов гривен.

     

 

Речные бронекатера – немного истории.

      Артиллерийский катер (АКА) — надводный корабль малого водоизмещения, основным вооружением которого является ствольная или реактивная артиллерия (как правило, одна-две 37—88-мм универсальные артиллерийские установки и 12,7—14,5-мм пулемёты. Могут нести миномёты, РСЗО (например, 1400 «Гриф»), огнемёты («мониторы» США периода Вьетнамской войны). АКА предназначены для борьбы с катерами противника, поддержки сухопутных войск и решения других задач. Различают сторожевые (патрульные) катера (СКА) и бронированные катера (БКА). По принципу движения бывают: водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке. По виду двигателя подразделяются на моторные и газотурбинные.

     Быстроходные, мелкосидящие бронированные катера, вооруженные артиллерией, начали создавать в 1919 г. Два опытных катера водоизмещением 45 т были заложены на Коломенском заводе по проекту, выполненному под руководством П. П. Шиловского. К марту 1922 г. их корпуса были доведены до 50-60 % готовности. Однако катера достроены не были. Вернулись к идее создания бронированных артиллерийских быстроходных катеров для речных и озерных флотилий в 30-е годы. 22 июня 1933 г. было выдано техническое задание на разработку проектов двух типов бронекатеров - двухорудийного для Амурской и одноорудийного для Днепровской военных флотилий. Первый тип бронекатера относится к числу больших, а второй - к числу малых бронекатеров. Проекты бронекатеров разрабатывались конструкторским бюро Речсудпроекта в Ленинграде под руководством главного конструктора Ю. Ю. Бенуа.

     К особенностям речных бронекатеров следует отнести их малую осадку и наличие противоосколочной и противопульной броневой защиты. Броней защищали посты управления, машинное отделение, башни, посты радиосвязи, погреба боезапасов и др. Небольшая осадка обеспечивалась относительно большой полнотой корпуса катера, имевшего прямостенные борта с небольшим закруглением у скулы. Для размещения гребных винтов в плоском днище в корме имелись тоннели. Система набора корпуса была поперечной. Корпус был сварной, а броня - клепаной.

     12 ноября 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.

     Большой бронекатер, предназначавшийся для реки Амур, предполагалось вооружить двумя 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях, а малый бронекатер — одним 76-мм орудием в башне. Также на бронекатерах планировалось осуществить установку двух лёгких башен с 7,62-мм пулемётами. Осадка большого бронекатера должна быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Корабли должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке по железной дороге на платформе.

     В 1942 году речные бронекатера проектов 1124 и 1125 начали оснащать пушками Ф-34; эти пушки находились в башнях от танков Т-34 и обладали самым большим углом возвышения — 25°. Предлагались проекты башен с максимально большими углами возвышения для этих орудий, но они так и остались на бумаге. В военных мемуарах различных авторов встречаются рассказы о советских бронекатерах; в мемуарах можно встретить упоминание как они сбивали немецко-фашистские бомбардировщики огнём из 76-мм пушек. Возможно, речь шла о зенитных орудиях Лендера образца 1914/15 года; эти орудия находились не в башнях, а были открыто установлены на палубе некоторых бронекатеров.

      Минным оружием бронекатера оснащать не планировалось. Однако в первые дни войны, моряки Дунайской военной флотилии на катерах проекта 1125 смогли осуществить установку минных заграждений при помощи подручных средств. С весны 1942 года на кормовых палубах вновь строящихся бронекатеров осуществлялся монтаж рельсов и обухов для закрепления мин. Бронекатера проекта 1124 принимали по восемь мин, а бронекатера проекта 1125 — по четыре мины.

     В период ВОВ на бронекатерах устанавливалось новое и мощное оружие — 82-мм и 132-мм реактивные снаряды.

     В ходе боевых действий на северных фронтах,  возникла необходимость продлить сроки навигации бронекатеров на замерзающих водоёмах; но сделать это было трудно — лёгкий корпус бронекатера не имел возможности обеспечить плавание без риска даже в битом льду. Пластины молодого льда сдирали краску с корпуса, что приводило к его коррозии. На бронекатерах часто повреждались тонкие лопасти гребных винтов.

     Командир бронекатера — а также его главный конструктор — Юлий Юльевич Бенуа нашёл приемлемый выход из создавшегося положения — катер «одели» в деревянную «шубу». До?ски толщиной от 40 до 50 мм осуществляли защиту днища и бортов (на 100—150 мм выше ватерлинии) корабля. Эта так называемая «шуба» почти совсем не изменяла осадку благодаря плавучести дерева. Но у «шубы» были и недостатки — в ней бронекатер имел меньшую скорость. В связи с этим инженер Э. Э. Паммель создал проект гребного винта? с кромками лопастей, которые были толще предыдущих; максимальная скорость бронекатера с упроченными винтами уменьшилась только лишь на 0,5 узла.

    Таким образом, советские бронекатера стали мини-ледоколами; это было чрезвычайно важно на Ладожском и Онежском озёрах: там «речные танки» имели возможность воевать на две-четыре недели дольше, чем корабли финских военных флотилий.

      Для быстрой переброски катеров с одного театра военных действий на другой главные размерения корпуса не должны были превышать габариты, допускающие перевозку бронекатеров по железным дорогам СССР.

От «БКА» до «АКА»

      Бронекатера предназначались для использования на Амуре, Днепре, Дунае и их притоках. В ходе Великой Отечественной войны на многих реках и озерах нашей страны, оказавшихся в районе боевых действий, были сформированы речные и озерные флотилии или отряды боевых кораблей. В их состав, как правило, входили бронекатера, строительство которых, начатое до войны, продолжалось усиленными темпами в условиях военного времени. Катера совершенствовались вплоть до установки на них ракетного оружия.


     15 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР приняли совместное решение, утвердив тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА). Так появился «Шмель», кодовое обозначение НАТО — «Shmel Class River Gunboat».

      Изначально, на АКА пр. 1204 планировали установить 90-мм гладкоствольное орудие Д-62 плавающего танка ПТ-90 (Объект 906), который не был принят на вооружение. Поэтому АКА пр. 1204 получили на вооружение 76-мм танковую пушку «Д-56ТС» в башне от другого легкого плавающего танка ПТ-76Б. По аналогии с вооружением БКА пр. 1124 и 1125 реактивными установками «М-8-М» и «М-13-М», на АКА пр. 1204 установили реактивную пусковую установку БМ-14-17. В качестве средства ПВО и самообороны в кормовой части артиллерийского катера была размещена одна 14,5-мм ЗПУ 2М-6, которая ранее устанавливалась и на БКА пр. 191М и 192.

     Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10 малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» (1943 г.) или до 4 малых донных мин типа «ИГДМ-500» (1957 г.)

     В 1967 году в Керчи (ССЗ «Залив») после постройки головного катера было развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и Ленинграде. Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах было построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

     На Черноморском флоте АКА пр.1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив о-ва Кислицкий и на окраине с. Кислицы.  Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204. Отправлявшиеся на консервацию АКА пр.1204 передавались 356-му (с 1973 г. 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на окраине с. Кислицы.

 

Бронекатера в ВМФ УКРАИНЫ


     После распада Советского союза Украине достался дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, однако в 1990-е годы они были переданы Пограничной службе Украины. В 2009 году в Измаильском отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни», BG-82 «Канив», BG-83 «Нижин» и BG-84 «Измаил».

 

Украинская «ГЮРЗА»

     25 октября 2012 на ОАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве состоялась закладка первых двух малых бронированных артиллерийских катеров этого проекта для нужд ВМС ВС Украины, малый бронированный артиллерийский катер «Гюрза-М» проекта 58155. это дальнейшее развитие проекта 58150. Планировалось, что их включат в состав соединения до конца 2013-го, а в 2014-м году формирование дивизиона будет завершено. Однако в ноябре 2013 проект был заморожен, закончить его удалось лишь в 2015-м году, а в состав соединения катера войдут лишь в 2016-ом. 

Данные бронекатера предназначены для несения боевой вахты на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В перечень задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать и такие объекты как бункеры, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.

     По информации пресс-службы министерства обороны Украины, до 2017 года планируется построить для ВМС ВС Украины девять катеров типа «Гюрза-М».

     Как пишет украинская пресса: Бронированные катера "Гюрза" на сегодняшний день представляют собой оптимальный вариант для выполнения задач, обрисованных в национальной стратегии, а именно - охрана и оборона морского участка государственной границы и инфраструктуры Украины в прибрежной зоне. В 2015 году планируются спустить на воду два подобных катера, а к 2020, по заверениям командующего ВМСУ Сергея Гайдука, таких красавцев будет уже 18 единиц.

     Артиллерийский катер проекта 58155 «Гюрза-М» также разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» и несколько больше своего прототипа.

 

Технические характеристики малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 «Гюрза-М»:

Полное водоизмещение - 50,7 тонн;

Длина - 23 м;

Ширина - 4,8 м;

Осадка - 1 м;

Силовая установка - два дизеля компании Caterpillar САТ 3406 общей мощностью 2000 л.с.;

Максимальная скорость - 25 узлов;

Дальность плавания экономическим ходом - 700 миль;

Автономность - 5 суток;

Экипаж - 5 человек;

 

     Вооружение артиллерийского катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющие собой вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм» для бронетехники. Каждый модуль «Катран-М» имеет 30 мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30 мм автоматический гранатомет, 7,62 мм пулемет КТ и две ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения.

 

Как и его предшественник, речной бронированный артиллерийский катер «Гюрза-М» предназначен для: несения патрульной службы в приграничных районах рек, озер и прибрежной морской зоне; борьбы с малоразмерными катерами контрабандистов и другими нарушителями границы; борьбы с мало-защищенными береговыми целями (БТР, бункеры и т.п.); защиты стационарных и наплавных гидротехнических сооружений; обеспечения действий тактических разведывательно-диверсионных групп; навигационного сопровождения отдельных судов на внутренних водных путях и обеспечения безопасности мореплавания.

 

11 ноября 2015 года состоялась долгожданная церемония торжественного спуска на воду двух первых отечественных бронированных катеров. Головной катер серии получил наименование "Болград", второй - "Аккерман".

 

ТТХ катера

 

Главные размерения:

Длина, наибольшая: 20,34 м

Ширина по КВЛ: 4,86 м

Осадка по КВЛ: 0,86 м

Водоизмещение, полное: 38,4 т

Энергетическая установка и скорость:

2 дизеля Caterpillar C18: 2×746 кВт

Максимальная скорость: 28 уз.

Дальность плавания: 450 миль (11 уз.)

Автономность: 5 суток

Радиотехнические средства:

Навигационная РЛС

Внутренняя и внешняя связь

Оптико-электронная система наблюдения и управления стрельбой

Вооружение:

1х30-мм автоматическая пушка

1  ПУ ПТРК

1х7,62-мм пулемет

Все в боевом отделении БМП-2

1х14,5 пулемет

1х7,62 пулемет

Все в башне БТР-70/80

Ответственные помещения (ходовая рубка, моторный отсек, отсеки оружия) защищены пулестойкой сталью

ОБСУДИТЬ НЕ ФОРУМЕ....

Александр МАЙОРОВ

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Главная » Архив номеров » номер 41 » "ГЮРЗА-М" РЕЧНОЙ ДОЗОР