logo

20-ти ЛИТРОВЫЙ "СТАНДАРТ"

ИСТОРИЯ ПРОСТОЙ АРМЕЙСКОЙ КАНИСТРЫ

Я думаю, все автолюбители и военные водители сталкивались с такой необходимой вещью как… канистра, и мало кто знает, что так называемый 20-литровый стандарт, именно такой формы и именно такой вместимости был разработан перед самой Второй мировой войной в Германии. Разработка оказалась настолько удачной, что после войны на 20-литровый стандарт перешли практически все армии мира….

«20-литровый СТАНДАРТ»

 

     Я думаю, все автолюбители  и военные водители сталкивались с такой необходимой вещью как… канистра, и мало кто знает, что так называемый 20-литровый стандарт, именно такой формы и именно такой вместимости был разработан перед самой Второй мировой войной в Германии. Разработка оказалась настолько удачной, что после войны на 20-литровый стандарт перешли практически все армии мира….

 

НУЖНАЯ ЕМКОСТЬ


      Если кто еще не понял о чем идет речь, напомню, в современном понимании кани?стра — любая имеющая ручки для переноски человеком и герметически закрывающуюся узкую горловину ёмкость из стали, пластмассы и других материалов, предназначенная для хранения и транспортировки жидкостей. Складная канистра — возникшая благодаря развитию производства пластмасс, обычно полиэтиленовая монолитная ёмкость, имеющая жёсткую часть с узкой горловиной и ручками, плавно переходящую в гибкий, как правило многогранный или похожий на меха гармошки сосуд. Предназначается для воды, топлива и других жидкостей. Сегодня канистры используются для хранения топлива и воды. Конструкция современных канистр обычно повторяет оригинальную немецкую стальную конструкцию, однако особенности конкретных жидкостей и материалов и стремление удешевить производство позволяют (в отличие от топлива и стали) применять более простые решения из полимеров.

     Как я уже писал ранее, наиболее распространённый тип канистры (20-литровй стандарт) — ёмкость для топлива на 20 литров, сделанная из штампованной стали, имеющая 3 ручки для переноски, закрывающуюся рычажным замком горловину, по форме вписанная в параллелепипед и имеющая другие новаторские на момент разработки особенности конструкции. Канистра была изобретена немцами (оригинальное название нем. Wehrmachtskanister) в процессе секретного проекта по заказу ВЕРМАХТА в начале 1937 года. К 1939 году в ВЕРМАХТ имел на складах тысячи канистр готовых к использованию.

 

В ПРЕДВЕРИИ ВОЙНЫ

     В 1936 году ВЕРМАХТ объявила конкурс на создание новой канистры для хранения и транспортировки топлива. В результате был создан универсальный контейнер, можно так сказать - шедевр промышленного дизайна, с помощью которого выигрывали военные кампании, и который производится до сих пор. По сути 20-литровый стандарт ВЕРМАХТа был настолько удобен, что трофейные канистры, если они попадались союзникам, разбирались «на ура».

     Прежние американские военные канистры представляли собой параллелепипеды, с плоскими стенками, сваренными между собой по углам, либо штампованными из одного листа металла и приваренными донцами. Ручки, как правило, представляли собой либо изогнутые полосы металла, либо проволочные петли. Такие канистры были неудобными в переноске, резали руки, цеплялись углами и вдобавок нещадно текли. С той же проблемой перед войной столкнулись немцы, и решили эту проблему разработкой нового стандарта, когда как другие страны вошли в войну с канистрами разных форм и стандартов, что усложняло и транспортировку топлива, и его хранение в полевых условиях.

     Немцы подошли к проблеме со всей своей скрупулёзностью. Было создано ряд изделий разной вместимости и формы. Особое внимание уделялось в простоту производства и удобство использования. Главный инженер компании "Мюллер"  из города Швельм, Северный Рейн–Вестфалия, предложил невероятно продуманный и технологичный проект канистры, решивший вообще все имевшиеся проблемы. Именно это и подкупило военных – это было то, что им было нужно. Цена производства была копеечной, а вот проблемы, решаемые новой технологией производства канистр были на миллионы «дойчмарок».

     Новый тип канистры – «Wehrmachtkanister» вмещала ровно 20 литров и весила 4 килограмма. Это позволяло комфортно переносить канистру одной рукой. Канистра имела сплющенную форму и сваривалась всего одним швом из двух штампованных половин с закруглёнными углами. Зацепиться такой за что–нибудь весьма затруднительно. Выштамповка на боковых сторонах не только повышала жёсткость, но и служила своеобразным радиатором и снижала риск перегрева содержимого. Первоначально выштамповка была простой крестообразной формы, позже она была изменена и приняла свою стандартную форму.

     Выступ в задней части служил воздушным карманом, сообщавшим канистре положительную плавучесть. Высокая горловина позволяла обходиться без воронки, а крышку можно было открыть рукой, не прибегая к специальным инструментам. Благодаря трём ручкам сверху один солдат мог переносить четыре пустые канистры одновременно, две полные или легко передавать по цепочке.

     В общем, новая канистра понравилась военным и быстро завоевала популярность среди солдат, а к 1939 году стала стандартной тарой Вермахта, использовавшейся для транспортировки не только топлива, но и воды, масел и других жидкостей. Для облегчения идентификации содержимого канистры скрупулёзные немцы окрашивали их в разные цвета.

 

УДОБНЫЙ ТРОФЕЙ

     В 1940 году США и Великобритания получили первые образцы немецких канистр. И если англичане прозаично захватили несколько экземпляров во Франции (дав ей, кстати, своё, теперь уже навечно прилипшее название, jerrycan), и достаточно быстро запустили в производство её точную копию, то у американцев с канистрой приключилась целая эпопея с элементами шпионского романа.

     В 1939 году американский инженер Пол Плейсс заканчивал работу по контракту в Германии. Видимо, спешить с возвращением ему было не надо, потому что он задумал совершить автопробег из Германии аж до Индии. Плейсс уговорил своего немецкого коллегу присоединиться к нему, купил автомобильное шасси и построил кузов, приспособленный для длительного путешествия. В последний момент путешественники обнаружили, что у них нет тары для аварийного запаса воды, и немецкий инженер просто умыкнул три канистры со склада. Когда пробег уже подходил к концу, немцу пришлось вернуться на родину, и Плейсс доехал до Калькутты в одиночестве, откуда, оставив машину, отправился в Филадельфию. Видимо, немецкая канистра произвела на инженера впечатление, так как дома он попытался заинтересовать ею официальные лица. Но словесные описания и рисунки никого не впечатлили, и Плейсс был вынужден заняться организацией перевозки в Америку своего оставленного в Индии автомобиля.
     В 1940 году канистра, наконец, оказалась на американской земле. Военные осмотрели канистру, но решили, что она ничем не лучше американской сорокапятилитровой тары. Однако форма и расположение ручек все же понравилось американским военным. Правда, скопировать канистру было мало, нужно было понять технический замысел немецких инженеров… это американцы видимо упустили. Форму скопировали, а технологию изготовления оставили прежней, что естественно перенесло ряд проблем предыдущих стандартов на новую канистру.

     Вместо двух половин американская канистра делалась из одного штампованного листа с приваренными днищем и верхней частью. Горловина была шире и требовала воронки для заправки. Откидную крышку заменили на гайку, требующую специального инструмента. Такую канистру было легче мыть, она быстрее опустошалась и наполнялась, но из–за большого количества швов нещадно текла, и в результате не получила широкого распространения в американской армии.
      Всю важность качественной тары для горючего войска Союзников осознали во время боевых действий в Северной Африке. Топливо стало одним из важнейших факторов, определявших успешность боевых операций.

     Только потери топлива из–за несовершенства тары достигали 40% что было серьезным ударом по боеспособности частей армии. Бензин перевозился с побережья на армейские базы по железной дороге в 200–литровых бочках, после чего разливался по двадцатилитровым "топливным жестянкам", испокон веков использовавшимся для хранения бытового керосина, и не приспособленные для хранения бензина. В таких банках топливо перегревалось, испарялось, проливалось, текло сквозь разошедшиеся швы.

     Английский бригадный генерал и историк Дезмонд Янг писал: "Тот, кто не служил в пустыне, не может осознать, насколько разница между полным и частичным успехом зависела от самой маленькой — и самой худшей — части нашей экипировки".

     Неудивительно, что одним из самых ценных и желанных трофеев для англичан были именно немецкие 20-литровые канистры — за ними охотились специально!
     К 1943 году англичане развернули массовое производство скопированных у немцев канистр, и в начале года в Северную Африку оперативно доставили два миллиона емкостей нового 20-литрового стандарта. Вплоть до конца войны именно англичане производили канистры для армий союзников. Всего был произведён 21 миллион английских "немецких жестянок".

     В итоге в конце войны и, впоследствии, уже после войны - немецкая канистра производилась практически во всех странах–участницах второй мировой войны и производится до сих пор. Она является, пожалуй, самой распространённой тарой для топлива, изменившись лишь в незначительных деталях и сохранив свой ставший классическим дизайн.

 

Александр РУЧКО

 

 

номер 52 » Архів номерів » номер 42 » 20-ти ЛИТРОВЫЙ "СТАНДАРТ"