Авиабайки в духе world of warplanes

Главы из незаконченной книги

«ХВОСТ»

Зимой 1943 года в одном из летных полков случилось ЧП: во время десантирования разведгруппы над партизанским отрядом порывом ветра закинуло парашют одного из десантников на стабилизатор самолета ЛИ-2. То, что транспортник волочит за собой на стропах парашютиста, не знали до самого аэродрома, и когда на земле начали активно выкладывать на полосе "крест" (запрет на посадку), забеспокоились и через турель увидели, что на хвосте что-то висит.
Командир, пока было еще топливо, крутился над аэродромом, а бортмех и стрелок рубили хвостовую панель, чтобы добраться до строп и затащить парашютиста в салон - безуспешно, смогли только подтянуть, но затащить в салон не получилось. Десантник подавал признаки жизни и даже пытался помогать спасителям, но как-то вяло. В конце концов, приняли решение садиться не на расчищенную полосу (дело было зимой), а рядом - там, где больше всего снега. Несмотря на опасность поломать шасси, Ли-2 сел в сугробах, протащив за собой парашютиста по снегу. Когда к самолету добежали санитары, то выяснилось, что десантник помят, имеет травмы... но жив и мертвецки пьян!
Как потом он рассказал в санчасти, что когда зацепился, сначала не мог прийти в себя, потом решил, что нужно резать стропы, но его так сильно болтало, что он уронил сначала «стропорез», а потом и финку. Когда тщетные попытки отцепится от хвоста ни к чему не привели, десантник даже думал застрелиться, однако потом подумал, как это будет выглядеть на аэродроме, и попытался подтянуться ближе к хвосту, но на скорости свыше 200 км/ч это сделать оказалось трудно. Все что он смог - стабилизировать полет и перестать болтаться как листок на ветру. Пока вот так вот летели - понял, что обморожение не избежать и решил, что стоит использовать запас спирта во флажке за пазухой. Пока долетел, смог высосать из фляги большую часть... Видимо, этот факт спас десантника от замерзания и травм.

Десантника даже потом наградили - за то, что выжил.

ПОБЕГ ИЗ «КОРОБОЧКИ»

1941 год. Молодой летчик, пилотируя истребитель И-16 над Украиной, не помню фамилии пилота, но не суть важно, допустил две роковые ошибки – первая ошибка заключалась в том, что он потерял в «карусели» своего ведущего, а вторая ошибка в том, что увлекшись погоней за «мессером», расстрелял весь боекомплект, а когда понял, что отстрелялся до «железки»,оказаля в воздухе один против двух пар «мессеров». Фрицы, видать, практичные оказались, решили «железный крест» себе заработать, и взяли И-16 в «коробочку», зажали с двух сторон и очередями из пулеметов показали, что собьют, если он не будет следовать в их сопровождении на аэродром «люфтвафе». Похоже, у немцев это был шик высшего пилотажа- взять в плен вражеского летчика, да еще с самолетом, и заставить его приземлиться на своем аэродроме. Пилот же И-16 понял, что если попытаться вырваться из конвоя, то его тут же спалят. Стал он лихорадочно думать, как в плен не попасть - а самолет вот так вот «в коробочке» под прицелом идет в сторону немецкой территории. Высота была небольшая, местность холмистая, поэтому иногда деревья мелькали чуть ли не в 50 метрах от плоскостей истребителя. И тут на одном их холмов, летчик увидел огромный длинный стог, причем сено было сложено аккурат в направлении полете истребителя. Раздумывал летчик недолго, немного отдав ручку управления «от себя» "просадив" машину, пилот перевалился через борт открытой кабины и после непродолжительного полета угодил в центр стога, вывихнув при этом плечо. Немцы так и не поняли что произошло, высота была небольшая, парашют не раскрывался, может, решили, что пилот, что то выкинул из кабины… факт в том что они продолжали вести И-16 тем же курсом не реагируя… Пилот же выбрался из стога и через неделю был в расположении части, правда, про то как чуть в плен к немцам не попал долго никому не рассказывал… на всякий случай.

«ГАЗОВЫЙ ГАНС»

Лето 1941 года. Немцы топчутся под Киевом, увязнув в Киевском укрепрайоне, в небе над городом не стихает гул авиационных моторов. Идут жестокие бои за господство в воздухе. В штаб обороны Киева поступает информация, что над позициями защитников города появился вражеский разведчик, переоборудованный из советской трофейной «Чайки» - И-153. Как определили что это немец, никто не говорил, однако на аэродромы, прикрывавшие город, была передана информация с описанием захваченного немцами истребителя. Поймать его никак не получалось – не смотря на то, что немец летал в одиночку над тылами Красной Армии, вел он себя уверенно, и даже нагло, огня с земли не боялся, в то же время ПВО Киевского Укрепрайона по самолету с советскими опознавательными знаками не открывало. Дабы избежать недоразумения, летчиками было принято решение попытаться брать любой похожий на «оборотня» истребитель «в плен» – а при отказе следовать на указанный аэродром просто расстрелять в воздухе. Специально ради поимки захваченной немцами «Чайки» подняли два звена И-16, которые посменно барражировали над прифронтовой зоной с одной только задачей – найти вражеский разведчик и посадить его… живым или мертвым.
Через неделю охоты на вражескую «Чайку» пришла странная информация от соседнего авиаполка. Тамошние летчики якобы засекли подозрительный истребитель, попытались его посадить, однако «Чайка» грамотно ушла от преследования, да еще в процессе погони один из истребителей, севший на хвост «оборотню», разбился по не- выясненным причинам.
Сели гадать – как ловить вражескую «Чайку». Она явно вела воздушную разведку, а значит, нужно было устраивать засаду там, где захваченный истребитель должен появиться вероятнее всего. Договорились с командованием КИУР, что бы те на земле провели имитацию переброски войск на один из флангов обороны и пошумели,как перед контратакой. Силами маневренного резерва укрепрайона видимость подготовки контратаки была успешно реализована – оставалось теперь ждать всем надоевшую, назойливую немецкую «Чайку».
Ранним июльским утром 1941 года, одно из звеньев И-16, патрулирующих район «засады», засекло одинокий истребитель И-153 «Чайка», низко летевший в прифронтовой зоне КИУР вдоль линии фронта. Тут же сели подозрительному истребителю на хвост. Так как с радиосвязью на истребителях в то время было «туго», и не на всех боевых машинах стояли радиостанции, советские летчики догнали одинокую «Чайку», и стали подавать ему сигнал – «следуй за мной».
Поначалу летчик в открытой кабине «Чайки» кивнул головой и развернулся в указанном направлении, а потом вдруг неожиданной полубочкой выскользнул из «конвоя» и взял курс на линию фронта. Звено И-16 кинулось в погоню. «Чайка», прижавшись к деревьям, начала маневрировать, пытаясь уйти от преследования на бреющем, однако три «Ишачка» жестко взяли «Чайку» в клещи, и дав очередь вдоль плоскостей подозрительного истребителя, еще раз повторили сигналом требование «следуй за мной».
Видимо, поняв что раскрыт, летчик «Чайки» пошел на отчаянный шаг – попытался оторваться от преследователей на вираже и развернувшись, открыл по И-16 огонь. Итак, маски были сброшены, и теперь пилотам И-16 оставалось «приземлить» врага любыми средствами.
«Чайка» рванула на форсаже к линии фронта, ей в хвост тут же зашла пара И-16, и тут случилось что-то странное. Оба «ишачка» как-то странно вильнули, прекратили преследование. Создавалось такое впечатление, что у обеих машин одновременно вышло из строя управление. Страховавший товарищей третий И-16 включился в атаку. И когда вражеская «Чайка» уже заполнила своими плоскостями прицел, в глазах летчика замелькали «круги» и «точки». Перекрестие прицела поплыло, как будто его смыло встречным дождем, а силуэт «Чайки» стал еле различим, как в тумане. Глаза у летчика горели, дышать стало трудно, в руках начался тремор.
- Нет, гад, - прокричал летчик, - что бы ты не придумал, я тебя все равно достану. - Собрав последние силы, пилот И-16 выровнял машину и дал длинную очередь вслед удаляющейся «Чайке»…. Дальше была изнурительная борьба с управлением самолета, штурвал не слушался, машину то и дело кидало в разные стороны, горизонт плыл в тумане, воздуха не хватало, отчего летчик заходился в надрывном кашле. Летчик И-16 тянул на свой аэродром, как посадил своего «ишака», он помнил плохо. Когда двигатель заглох, и он вывалился из кабины, на выезженную траву к нему бежали санитары и товарищи по эскадрилий.
- Где остальные? - спросил, пересиливая кашель, летчик.
- Живы, - ответил перегнувшийся через плече доктора бортмеханик, - правда, один самолет придется серьезно ремонтировать после жесткой посадки. Прибежавший командир эскадрилий, поинтересовавшись состоянием летчика, развернулся и быстро подошел к самолету. Он заглянул в кабину, и тут же отпрянув, удовлетворенно хмыкнул:
- То же самое.
- Что тоже самое? - не понял летчик.
- Газ, скорее всего хлор, или иприт, - прокомментировал свои наблюдения командир. - Я позвонил химикам, они сейчас приедут и уточнят.
Оказалось, в открытой кабине И-16 командир эскадрилий унюхал подозрительный резкий химический запах, и предположил, что это запах отравляющих веществ. Такой же запах был в кабинах двух других истребителей из звена. После осмотра врачом было сделано заключение, что все летчики получили отравление боевыми отравляющими веществами. Чуть позже выяснилось, что захваченный немцами И-153 был оборудован несколькими баллонами с ОВ в виде горчичного газа. Вражеский пилот на захваченной «Чайке», получив случайную пулю в голову, не смог дотянуть до линии фронта и рухнул в прифронтовой зоне, где и был обнаружен поисковой группой красноармейцев, что дало возможность осмотреть самолет досконально. А когда нашли под плоскостями закрепленные баллоны с боевыми отравляющими веществами, вызвали «химиков», и те опознали маркировку горчичного газа. Как оказалось, немец, как только ему на хвост садился советский истребитель, открывал газовый вентиль, и аэрозольное облако из боевого отравляющего газа затягивалась в открытую кабину советских истребителей. Расчет был как раз на открытые кабины «русских». После этого случая долго еще среди летчиков истребителей ходила байка про поединок с «газовым Гансом». Это был первый и, похоже, последний из немногих зафиксированных случаев применения химического оружия немцами в те годы на Восточном фронте.

Продолжение публикуется тут….

Главная » Архив номеров » номер 45 » Авиабайки в духе world of warplanes