logo

«СОЛОХА» - новый внеслужебный стиль

История одного женского головного убора.

Как обычный женский головной убор воспетый Гоголем, вдруг стал мегавостребованным в армии среди женщин военных. Возможно, «солоха» так бы и не стала популярной, навсегда оставшись в памяти аксессуаром из образа гоголевской женщины. Однако, тут постарались американцы дополнив этим аксессуаром образ героической домохозяйки в воюющей стране.

ЖЕНЩИНА И ВОЕННАЯ ФОРМА

Война — это смерть, потери, боль, страх — все несовместимое с женским созидательным, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по-своему: на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда выступала в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем случае - в роли долготерпеливой Пенелопы или плачущей Ярославны. Легенды об амазонках,  кстати, распространенные в древности во всех частях света, чаще всего так и оставались легендами или исключением из правила. 

Но в мире все стремительно меняется.  Вслед за революцией женской эмансипации в 20 веке миру была продемонстрирована еще одна роль женщины – женщина-воин. И вот уже в 21-м веке женщина-полицейский и женщина-солдат давно  никого не удивляют, ибо прошедший век, ставший, по сути, самым кровавым веком за всю историю человечества,  внес свои коррективы в предназначение женщины и в ее место в обществе рядом с мужчиной.

Женщина- воин, владеющая совершенно неженским оружием - это уже свершившийся факт, продиктованный временем.  Осталась одна проблема – военная форма одежды. Дело в том, что много веков война было уделом мужчин, и направление развития униформы имело традиционный характер, а иногда и глубокий символизм.  И вот в этот традиционно мужской мир, из мирной жизни вихрем врывается женщина.

Естественно, потеснив в строю мужчин-военных, женщина в силу своих жизненных привычек стала тут же формировать  вокруг себя новый стиль – военный!  Причем везде - в быту, в одежде, в моде в военной традиции, на которую у мужчин ушло не одно тысячелетие!  Именно из-за этого многие уникальные элементы женского военного стиля имеют  далеко не военную историю изобретения.  Например, женский военный головной убор.
В прежние времена женский головной убор использовался в качестве символа господства и могущества над остальными, нижестоящими по положению людьми, так как военная роль женщины в обществе никогда не имела массового характера, это определило мирный характер развития женских головных уборов.

Но главная проблема женщины была в волосах  - вернее в вопросе, как удержать  прическу. Повязки на голову всегда были популярны до появления ободков и огромного количества резинок и заколок. Они крепко удерживают волосы, подходят девушкам с любой длиной волос  и невероятно просты в изготовлении.
Раньше женщины отличались особой смекалкой, и чтобы удержать волосы, делали повязки из остатков тканей;  так появились традиционные платки и косынки, а так же стиль их ношения, что предопределило свою особую эволюцию этого головного женского убора, известного сегодня нам как «СОЛОХА». 

УВАЖАЕМАЯ СОЛОХА

Если кто не знает, в Украине и в странах «ближнего зарубежья», солоха была названа в честь одноимённой героини книги, а затем и фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Спасибо Николаю Васильевичу Гоголю, столь подробно описавшему, как предпочитает укладывать свои локоны Солоха. Создатели одноименного фильма в 1961 году  внесли в этот образ еще наиболее яркие штрихи. Повязку они сделали визитной карточкой героини, благодаря которой она запомнилась зрителям надолго.

Возможно, «солоха» так бы и не стала популярной, навсегда оставшись в памяти аксессуаром из образа гоголевской женщины. Однако, тут постарались американцы. В эпоху пин-ап они «подсмотрели» солоху для образа своих моделей. Красивые девушки в откровенных купальниках и платьицах, с озорными и волнующими позами и с ярким макияжем приковывали всеобщее внимание и стали негласным лицом женственности и элегантности в мировой моде, что в последствии вылилось в культовый женский имидж HOUSEWIFE (стиль американской домохозяйки).

We Can Do It!


Очередным мощным толчком в развитии стиля стала знаменитая фраза «We Can Do It!» («Мы можем сделать это!») —  это был американский пропагандистский плакат со времён Второй мировой войны, созданный в 1943 году Дж. Говардом Миллером для компании Вестингауз Электрик и предназначеный для повышения морального духа рабочих, который  вывел стиль HOUSEWIFE на новый, уже военный уровень.  Джеральдин Дойл, бывшая домохозяйка, работавшая на военном заводе в Мичигане,  чей образ был запечатлён Говардом Миллером для военного плаката, в один момент сделала «солоху», как, собственно, и весь «HOUSEWIFE- стиль»  образом героической женской роли в воюющем государстве. 

 

Так началась национальная кампания, целью которой было привлечение женщин в ряды трудящихся. В условиях острой нехватки рабочей силы в военное время женщины были необходимы оборонной промышленности, гражданской службе и даже вооруженным силам. Пропагандистские кампании были нацелены на то, чтобы побудить женщин, никогда не работавших ранее, вступить в ряды трудящихся. Именно на основе таких вот плакатов, где были изображены бывшие домохозяйки в совершенно новом для них амплуа, и создавалась новая культовая икона американской женщины, собирательный образ которой известен в истории как «Клепальщица Рози». Это образ домохозяйки, освоившей совершенно новые сферы работы, тем самым заняв традиционные мужские специальности, пока мужчины воевали на фронтах второй мировой.

Но как только мужчины стали возвращаться с фронта, социальная политика изменилась: женщину надо вернуть в дом! На плакатах появляется все та же «Клепальщица Рози» с неизменной «солохой» на голове, но в мирном «дембельском» антураже. Тогда, в конце 40-х – начале 50-х начинает формироваться образ американской женщины, для которой личное счастье приравнивается к домашнему быту, двум круглощеким деткам и успешной карьере мужа. Это была попытка вернуть викторианские ценности. Но это уже шло в разрез с различными политическими движениями женщин за равноправие и эмансипацию. К 1970-м годам образ HOUSEWIFE становится в американском обществе не просто старомодным, а реакционным. Ни одна из идущих в ногу с прогрессом молодых женщин не станет ему подражать, ведь он ассоциируется с ретроградностью.  Имидж Housewife исчезает – как тогда казалось, навсегда...

Но начиная с 1980-х годов, изображение «We Can Do It!» начинает вновь активно использоваться в феминизме, и в образе женщины-военной, популяризурующей равноправную роль американских женщин в армии США.

 


Неизменный элемент этого стиля - СОЛОХА -  сегодня очень популярна в повседневной моде голливудских звёзд, которые таким образом отдают дань своим предшественницам, сильным женщинам, бросающим вызов устоявшимся традициям.

 

 

«ВНЕСЛУЖЕБНАЯ» СОЛОХА

Пережив множество поколений и модных направлений, знаменитая СОЛОХА наконец в начале 21 века  добралась до «миллитари»-стиля, и во многом по этой причине  следом за женщинами перекочевала уже дальше, из мирной жизни  в жизнь военную.  Это один из немногих элементов женского головного убора для внеслужебного времени, тут тоже может быть огромное количество вариантов использования СОЛОХИ.

  •       Повязка подойдёт обладательницам абсолютно любой длины волос, что делает её невероятно удобным и универсальным аксессуаром, необходимым каждой девушке в повседневной армейской жизни.
  •       Если у вас короткие волосы, сначала создайте хороший объем. Лучше всего зачесать все волосы назад, а СОЛОХУ повязать на макушке, как можно ближе к линии роста волос.
  •       Обладательницы локонов средней длины – настоящие счастливицы, когда дело касается солохи. Ведь девушки пин-ап, которые и ввели её в мирную моду, носили именно среднюю длину. Вы можете позаимствовать огромное количество из фото тех лет или вдохновиться современными аналогами.
  •       Самый простой и беспроигрышный вариант – высокий пучок. Он подойдёт для ежедневного образа. В этом случае повязка на голову закрепляется на участке между лбом и созданным вами пучком.
  •      Повязка может быть абсолютно любой длины. Не переусердствуйте, но не забывайте о том, что излишек ткани можно скрыть за причёской. А это значит, что следует выбирать как можно более длинную солоху.
  •       Не бойтесь большой ширины. Солоха не должна быть размером с тонкий ободок, она предназначена не только для красоты, но и для удобства. Как правило, девушки выбирают повязку на голову шириной 2–3 сантиметра, но на длинные волосы можно сделать и 5-сантиметровый аналог.
  •       Плетите, что душе угодно. Это современный аксессуар предназначен для того, чтобы на фоне военной безликости подчеркнуть  женский стиль
  •       Завязывайте снизу. Если вам некогда сооружать аккуратный бантик, закрепите ткань внизу, у самого основания шеи. К тому же, так образ будет более сдержанным и взрослым.


Александр РУЧКО

номер 52 » Архів номерів » номер 46 » «СОЛОХА» - новый внеслужебный стиль