logo

Броня крепка, и тачки наши быстры.

"ВЕЗУНЧИК"-3

Продолжение серии статей «ВЕЗУНЧИК». Вопрос защиты пассажиров гражданских автомобилей от внезапного нападения был поднят на заре самого автомобилестроения. Да, даже еще раньше, чем появились автомобили, еще до того как вместо лошади поставили двигатель внутреннего сгорания, кареты очень важных персон бронировались не только от пуль, но даже от бомб и фугасов.

     Продолжение серии статей «ВЕЗУНЧИК».

     Вопрос защиты пассажиров гражданских автомобилей от внезапного нападения был поднят на заре самого автомобилестроения.  Да, даже еще раньше, чем появились автомобили, еще до того как вместо лошади поставили двигатель внутреннего сгорания, кареты очень важных персон бронировались не только от пуль, но даже от бомб и фугасов. Например, в Царской России бронированной была карета царя Александра II (1818–1881). Основным элементом её защиты было усиленное толстым стальным листом днище. Это было самое слабое место в карете при подрыве под ней самодельной бомбы. 1 марта 1881 года, когда террорист-народоволец Николай Рысаков бросил в царский экипаж бомбу, именно эта броня спасла пассажиров царского экипажа от смертельных ранений.

     Прогремевший взрыв лишь слегка оглушил царя и его сопровождающих. У кареты повредило колесо, но шесть неудачных покушений не научили Александра II осторожности. Он самостоятельно вышел из кареты, чтобы, как писал князь Кропоткин, «посмотреть на раненых черкесов и сказать им несколько слов». В этот момент второй террорист, Игнатий Гринивецкий, бросил ещё одну бомбу, погиб и царь и террорист.

 


     С появлением автомобиле, и с усовершенствованием стрелкового оружия,  угроза безопасности публичных политиков и лидеров стран только увеличилась. 15 февраля 1933 года, во время официального визита в Чикаго президента США Франклина Рузвельта его машину обстрелял некий сицилиец Зангара. Сам президент не пострадал, но смертельную рану получил мэр Чикаго, ехавший в президентском автомобиле. После этого случая служба безопасности президента вспомнила, что у полиции есть конфискованный у Аль Капоне бронированный Cadillac. Машина была конфискована в пользу правительства США и долгое время использовалась как автомобиль №1.


     Вообще в те годы, было модным иметь бронированный автомобиль. Принятие в 1920 году сухого закона в США спровоцировало резкое повышение уровня организованной преступности. Бронированные автомобили стали массово использоваться банкирами, высокопоставленными чиновниками, сотрудниками спецслужб и, конечно, гангстерами. Кадилак Аль Капоне дожил до наших дней благодаря тому, что попал в гараж Белого Дома. Аль Капоне обзавёлся этой машиной  в 1928 году.  Бронирование первых гражданских машин было сначала всего лишь побочным доходом некоторых американских автомастерских. По сути, штучным, полукустарным производством. Кроме того, заказчик обычно требовал, чтобы внешний вид бронемашины не сильно отличался от базовой модели. Это был мощный Cadillac 341, оснащенный пуленепробиваемыми стёклами, четвертьдюймовой броней (6,3 мм) по всему корпусу (включая «мягкий» верх) и скрытыми бойницами в дверях. Заднее стекло автомобиля могло откидываться, что позволяло охранникам гангстера применить весь доступный арсенал, вплоть до пулемёта, который, кстати, имелся в машине вместе с массой другого оружия, спрятанного в специальных тайниках. Кстати, Cadillac был оснащён системой сброса масла в выхлопную трубу — простой и и очень эффективный способ постановки отсекающей дымовой завесы. Так же, в полу машины был смонтирован специальный люк, куда при желании можно было бы бросать на дорогу шипы, что бы повредить машину преследователей.

     Модернизированная машина обошлась гангстеру в рекордную по тем временам сумму — $ 30 000.  Для сравнения, цена серийного автомобиля $ 5 000,  и при этом машина считалась одной из самых дорогих машин американского автопрома.

     Примерно в те же годы, дополнительным бизнесом по модернизации и бронированию серийных автомобилей, занялись крупные авто корпорации. Видимо это было настолько выгодным, что такие компании как Cadillac и Packard, в Германии — Mercedes-Benz, в Великобритании— Rolls-Royce и Bentley, выделили дополнительные производственные площади, для модернизации уже готовых фирменных автомобилей, выходящих с конвейера.
     Одна из задач автомобилей со скрытой броней, не дать нападающим узнать заранее, что им придется столкнуться с серьезной защитой. Иначе те, кто планирует нападение, учтут тактико-технические характеристики бронемашины и подберут более серьезное оружие. Именно поэтому обычно машины подобного класса внешне ни чем не отличались от серийного экземпляра.
     В межзвенный период спрос на такие модернизированные бронированные автомобили колебался в зависимости от криминогенной обстановки, поэтому производство было мелкосерийным, а каждый автомобиль в своем роде эксклюзивным.  Ближе к концу 30-х годов прошлого века в Европе началась серьезная война в Испании, где военно-промышленный комплекс СССР и Германии впервые начал нащупывать собственную финансовую нишу в будущих планах своих государств.  Популярность мелкосерийных бронемашин, построенных на базе конвейерных образцов, была очень высока, их называли в Испании «ТИЗНАОС». Об этом я писал в предыдущей статье. Однако тот опыт показал автопроизводителям, что защитить автотранспорт можно до определенного уровня, и серийные автомобили, для серьезной войны не годятся. Первыми это поняли немцы, развив технологию производства бронемашин до промышленных масштабов, правда, шасси по-прежнему бралось серийное – от гражданских грузовиков. 
     В отличии от автомобилей со скрытой броней, автомобили с навесной броней (тизанос) не требовалось маскировать под обычный автотранспорт, поэтому тут было не до красоты и эстетики. 

     Изменение тактики боевых действий, прогресс в совершенствовании противотанковых средств, артиллерийского и стрелкового оружия,  на целые десятилетия отодвинули массовое развитие ветки бронированных серийных автомобилей. Нет, серийные автомобили продолжали бронировать для нужд правительств и спецслужб, но это были штучные изделия, ни о какой даже мелкой серии речи не было. Повышенный интерес к этому направлению бронетехники, на основе гражданских моделей активно возник в конце 70-х.  Именно тогда, военно-политическим ведомствам ряда ведущих стран понадобилась защита своего персонала на театре военных конфликтов в Ближневосточном регионе, где шла долгоиграющая перманентная война, и где появление военной техники могло вызвать серьезные осложнения. Тон и моду задавали американцы, при этом спрос, рождает предложение – видать, поэтому лидерами на рынке бронирования серийного автотранспорта являются совместные американо-арабские и турецкие компании.

         Из наиболее известных, так сказать, «на слуху», компания с американскими инвестициями - IAG (International Armored Group), с офисом в Объединённых Арабских Эмиратах, о ней я упоминал в обзоре Международной выставки ОРУЖИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ-2017. Она является изготовителем бронированных машин с более чем 20-летним опытом, и специализируется в области проектирования, изготовления опытных образцов и выпуска бронированных автомобилей, грузовиков и других транспортных средств на базе серийных гражданских автомобилей. Из-за активизации военных конфликтов по всему миру в начале 21 века, IAG существенно нарастила опыт по проектированию и постройке серьезных БТР с использованием шасси все тех же гражданских модификаций.

      А начинала IAG,  как и все подобные ей, с бронирования банковских автомобилей в Канаде на базе серийных автомобильных шасси. Похоже, что это стандартный путь развития любой компании работающей на этом рынке. Подобная ей, украинская компания «Практика», тоже начинала свою деятельность с бронирования банковских броневиков, теперь так же создает армейские и полицейские бронемашины. 

     По сути, это  все эти компании начинали со скрытого бронирования банковских грузовиков. Такой автомобиль внешне должен быть похож на обычный гражданский грузовичок, что бы, не концентрировать на нем нездоровое внимание. Такую же задачу преследуют и представители спецслужб и правительства, заказывая неприметные автомобили для своих нужд. Противник не должен знать о степени защищенности автомобиля, иначе у него будет возможность, и время вооружится более серьезным оружием для нападения.  При внезапном нападении лишь незнание того, что автомобиль жертвы хорошо защищен, может спасти жизнь водителя и пассажира.
     Обычно для этих целей наиболее приемлемым и дешевым вариантом, является технология, когда элементы брони интегрируются в кузов серийного автомобиля.  Кстати, насколько я знаю, большая часть полицейских машин в США имеют такую легкую интегрированную броню, что дает им возможность укрыться при обстреле за дверцей машины или за ее корпусом. Это простейший вид защиты, когда в кузовные детали вставляются бронелисты. Так модернизировалась машина Аль Капоне. Правда тут есть один нюанс. Это может быть только легкое бронирование, если класс защиты должен быть выше, необходимо полностью переделывать большую часть важных узлов подвески и корпуса автомобиля, иначе перетяжеленные бронедвери просто отвалятся от кузова.

     Легковые автомобили бронировать намного сложнее. Не смотря на то что за основу берется кузов серийной модели, установка брони, бронестойких стекол, различного дополнительного оборудования, увеличивает вес автомобиля в разы. Поэтому автомобиль разбирают и собирают практически заново, с новой подвеской, новыми покрышками, а часто и другим более мощным двигателем.

 


     Особое внимание уделяется возможности автомобиля уйти из под огня даже с пробитыми покрышками. Поначалу использовалась автоматическая подкачка колес, потом специальный состав впрыскиваемый в покрышку, который тут же законопачивал пробоину в колесе. Правда, при полном уничтожении покрышки, эти средства не работали. Поэтому сегодня в специальные покрышки для бронемашин. Я поднимал эту проблему в одном из ранних материалов, поэтому сильно заострять внимание не будем, а перейдем сразу к стандартам бронирования.
     Начнем с американских  классов бронирования – наиболее часто их берут за основу компании, работающие на западный рынок подобного «спецтранспорта».

Стандарт США NIJ STD-0101/03

I класс бронирования — .22 LRHV Lead, 2,6g, 320 м/с

.38 SPL RN Lead, 10,2g, 259 м/с

II-A класс — .357 Mag JSP, 10,2g, 381 м/с

9 mm Para FMJ, 8,0g, 332 м/с

II класс — .357 Mag JSP, 10,2g, 425 м/с

9 mm Para FMJ, 8,0g, 358 м/с

III-A класс — .22 Mag JSP, 15,5g, 426 м/с

9 mm Para FMJ, 8,0g, 426 м/с

III класс— 7,62 mm FMJ, 9,7g, 838 м/с

IV класс — .30-06 SPRG AP, 10,8g, 868 м/с

 

В Европе свои ГОСТы

Нормы бронезащиты технического отдела полиции Германии (1988 г.)

I класс — 9 mm Para FMJ, 8,0g, 410 +/- 10 м/с

II класс — .357 Mag FMJ KTW, 7,45g, 560 +/- 20 м/с

III класс — 7,62x51 FMJ SC, 9,45g, 875 +/- 25 м/с

5,56x45 FMJ SC, 3,56g, 1005 +/- 20 м/с

IV класс — 7,62x51 FMJ AP, 9,8g, 875 +/- 25 м/с

Каждый класс подразумевает стойкость к различным видам стрелкового оружия разных стандартов. Для оружия стандартов НАТО классы бронестойкости выше, а вот для стандартов бывшего СЭВ и РФ немного отличаются, от западных.

Нормы бронезащиты РФ ГОСТ Р 50963-96.
Первые два класса используются исключительно для бронирования гражданского и полицейского автотранспорта. В основном легковые автомобили.
1-й класс ПМ 9Х18 скорость 305-325 м/с, дистанция 5 метров.

"Наган",  стандартной пулей скорость 275-295 м/с, дистанция 5 метров.

2-й класс ПСМ, 5,45-мм, скорость 310-335 м/с, дистанция 5 метров. ТТ 7,62 скорость 415-445 м/с, дистанция 5 метров.

2А класс – гладкоствольное оружие 12 калибра, скорость свинцовой пули 390-410 м/с, дистанция 5 метров.

Все что ниже 2-го класса это считается серьезным бронированием. Поэтому обычно все банковские броневики РФ бронируются по 3-ему классу.

3-й класс - автомат АК-74, 5,45-мм стандартной пулей скорость 890-910 м/с, дистанция 5-10 метров. АКМ, 7,62-мм патрон стандартной пулей, скорость 710-740 м/с, дистанция 5-10 метров.

4-й класс автомат АК-74, 5,45-мм патрон с бронебойной пулей скорость 890-910 м/с, дистанция 5-10 метров.

5-й класс - СВД, стандартной пулей скорость 820-840 м/с, дистанция 5-10 метров. АКМ, 7,62-мм с пулей бронебойно-зажигательной Б3, скорость 720-750 м/с, дистанция 5-10 метров.

5А  - АК-47, АКМ 7,62Х39 с бронебойной пулей.

6-й класс - СВД, РПД 7,62-мм патрон СТ-М2, сердечник СТУ, масса 9,6 г, скорость 820-840 м/с, дистанция 5-10 метров.

6А класс - СВД, и пулеметы под 7,62-мм патрон 7-Б3-3 с пулей Б3-32, сердечник специальный, масса 10,4 г, скорость 800-835 м/с, дистанция 5-10 метров. Это уже, по сути, уровень бронирование современного армейского БТР.

 

 

Major©

Продолжение следует.... 

номер 52 » Архів номерів » номер 47 » Броня крепка, и тачки наши быстры.