ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

ИЛИ ПО СТОЛУ ТАНКИ ГРОХОТАЛИ….

 

     Не так давно, в центре Киева прошло достаточно интересное мероприятие, по присутствовать, на котором довелось, автору этих строк.
Почему нас заинтересовало это событие? Потому что, во многом, так называемая киевская «оружейная» тусовка, пересекается с другими формами активного досуга (будем это называть так), и чем дышат наши читатели – интересно и нам, авторам этого интернет-журнала!

     Ну посудите сами – на любом съезде любителей активного отдыха,  допустим  клуба 4Х4,  вы обязательно встретите знакомые лица с которыми стреляли в тире на турнире IPSC, при этом я не первый раз замечаю активное участие тех же ребят-стрелков из IPSC на «стайкерских» сборах ТМ «Милитарист», ФСУ и т.д., а тех же «страйкеров» на сборах радиолюбителей, а тех же радиолюбителей - в клубе «4Х4», в свою очередь опять же ребят из «4Х4» среди мотобайкеров и так по кругу!… Естественно кое кого, опять же, можно было встретить и тут… на, на первый взгляд, не свойственном для людей с активной жизненной позицией мероприятии, далеком и от дорог и от тиров.


Первым впечатлением было то,  что взрослые дяди, вконец замученные политикой, решили отдохнуть от взрослых проблем, сыграв для расслабления мозга в игрушечные «танчики». Правда при близком рассмотрении, оказалось, что эта настольная игра, которую по незнанию можно спутать с детской забавой, по своему уровню и смыслу, вполне может быть сопоставима с игрой во  всем известные шахматы. Только вместо ладьи – танк, а вместо коня… десантный звездолет!

     Что бы, получше понять, что происходило на игровых столах, каждый из которых был оформлен как поверхность иной планеты, мы обратились к организатору турнира Сергею Полонцу и  к одному из опытных киевских игроков – Дмитрию Лехно.

 

     Major - Итак, Сергей и Дмитрий, что мы здесь наблюдаем и вообще что это за игра и как говорится: «с чем ее можно есть»?
Сергей Полонец - Здесь в этом помещении сейчас происходит открытый чемпионат Украины по стратегической игре Вархаммер 40000 (Warhammer 40000).

Major. -  Что это за игра и откуда она появилась?
Сергей. - Эта игра родилась в Англии в 1987 году. Изобрела ее фирма Games Workshop. Сейчас мы играем по 5й редакции правил игры, игра постоянно развивается и обновляется.

 

 

     Major. - В чем заключается суть игры?
Сергей. -  Игра представляет собой так называемый "тактический настольный варгейм" - т.е. по сути чем то схожую с шахматами настольную игру. Игрок выбирает себе фракцию, за которую он хочет играть. Каждая фракция имеет ряд своих специфических особенностей - одни быстрые, другие хорошо стреляют, третьи могут выставить много моделей на поле и т.д. Игрок выставляет свою армию на поле против армии противника и они играют миссию. В разных миссиях разные цели. В одной миссии надо захватить базу противника, в другой - удержать ключевые точки, в третьей -уничтожить как можно больше войск противника. Причем миссия выбирается в самом начале игры и игрок не может переформировать свою армии под конкретную миссию, армия должна быть универсальной.
Major. -  Как игрок формирует свою армию?
Сергей. -  У каждой фракции есть ряд войск, которые могут присутствовать в армии. На разные войска в армии существует куча условий и ограничений, некоторых нельзя брать больше определенного количества, других, только в единственном экземпляре, а третьих - только если в армии уже присутствуют четвертые войска. Также есть ограничения на количество солдат в отряде, им можно выдавать различное оружие: автоматы, огнеметы, специальное магическое оружие, специальное снаряжение. Их можно вести пешком, сажать на мотоциклы, одевать прыжковые ранцы, они могут ехать в танках или телепортироваться или прибывать на поле боя в десантных капсулах. Игрок набирает свою армию на условленное количество очков, ровно на столько же набирает армию и противник.
Major. - Как другой игрок может узнать, с каким вооружением солдатики у оппонента? Ведь, насколько я понимаю, тот же огнемет может для одних противников более опасен, чем для других и это противник должен учитывать?
Сергей. - Конечно. Дело в том, что в Вархаммере есть правило: что мы видим на модели, то она и имеет. То есть, если у данной конкретной модели должен быть огнемет или скажем реактивный ранец, то на самой фигурке будет и огнемет или реактивный ранец. Это значит, что миниатюры продаются в виде набора на литниках и из этого набора можно собрать одну из десятка разных возможных вариантов.
Major. - Я вижу, что на игровом поле нет никаких клеток и само поле больше похоже на диораму, чем на игровое поле. Почему так?

     Дмитрий. - Потому что игра, это не совсем игра, в чистом виде, это - хобби. И визуальная эстетическая часть здесь не менее важна, чем умение играть (в частности - за красивую покраску армии игроку начисляются турнирные очки, так же, как и за победу над оппонентом). Для передвижения по полю, игрок использует линейку, а не передвигается по клеткам. Более того, измерять поле не сделав ход (заявив действие) тут запрещено. От игрока требуется умение определять дистанцию для передвижения и стрельбы на глаз. Чем меньше условностей, тем более живой и интересной становится игра.
Major. - По каким именно правилам происходит бой? Я вижу, вы кидаете кубики. Т.е. тут присутствует элемент случайности.
Дмитрий. - Разумеется. Мы же должны как-то определять, попал стрелок или не попал, застрял танк, заехавший в руины или нет, или побежал ли взвод солдат, понесший в бою тяжелые потери, вовремя пришло подкрепление или опоздало. Таким образом, в игру вносится элемент случайности, это все-таки не шахматы.

Major. - И насколько этот элемент случайности может повлиять на результат игры? Чего больше - везения или умения играть?
Сергей. - На самом деле есть 3 равноценных составляющих успеха - правильно подобранная армия, умение ей играть на поле боя и, несомненно, удача. Чем на большее количество очков идет игра, тем больше войск на поле и, соответственно, тем меньше все зависит от одного конкретного броска кубиков и больше от умения играть, просчитывать наперед действия противника, навязывать ему свою тактику, грамотно маневрировать на игровом поле.

     Major. - Ну, допустим, вы собрали армию, поиграли с 10 оппонентами, внесли определенные коррективы и все? У вас есть мощная армия, теперь остались только тренировки в ленивом режиме?
Сергей. -  Нет, конечно же, нет. Игровой мир развивается постоянно, разработчики выпускают новые правила, обновляют армии (книга армии называется "кодексом"), выпускают различные дополнения, которые трактуют спорные моменты правил и т.д. Это постоянно изменяет сложившийся "метагейм". Т.е. в случае армии Имперской Гвардии вначале не было приказов, а были доктрины, а затем в новом Кодексе пропали доктрины которая бралась одна на всю армию, но появились много сиюминутных приказов. И многие игроки переработали свою армию, потому что у них на этом элементе строилась тактика. Когда выходит новый кодекс какой-то армии, то игрок, эту армию собирающий, ее очень сильно перебирает, практически собирает заново, поскольку сильно изменяются параметры отрядом, появляются новые отряды, новые связки и т.д. И как только он поменяет свою армию, другим игрокам придется приспосабливаться к его обновленной армии и обновленной тактике, что повлечет за собой изменение их армий. А так как новые кодексы выходят примерно 3 раза в год, то процесс изменений постоянный. Авторы игры контролируют игру и делают все возможное, чтобы игроки не скучали.
А, кроме того, разные армии - разные тактики, и часто, игрок, который собрал одну армию, начинает собирать другую, которая играет по-другом. Существует 16 различных фракций, количество армии исчисляется тысячами, и каждый игрок может собрать свою уникальную армию.

Major. - Вот здесь я вижу достаточно взрослых людей, которые играют в эту игру. Некоторые из них старше тридцати лет. Тем не менее, настольные игры позиционируются как игры для старших школьников и студентов. Но их здесь не так много. Как вы это прокомментируете?
Дмитрий. - Очень просто. Школьников и студентов действительно очень много. Другое дело, что это не просто игра на выходных, а чемпионат Украины, финал. Т.е. здесь собрались самые сильные игроки и ничего странного в том, что люди, которые посвятили этому хобби 3-5 лет, играют лучше новичков, которые только начинают. Плюс, данный турнир проводится на большое количество очков, а это нужна большая покрашенная армия, где все детали и оснащение на миниатюрах на своем месте. На турнирах такого уровня этому придается большое значение. Это тоже отсеивает некоторых участников. Но я надеюсь, что на следующий турнир соберут и покрасят свои армии больше игроков, чем сейчас.
Major. -  Да, я хотел поговорить про покраску. Я рассматривал миниатюры, как вы их называете, и некоторые из них являются буквально произведениями искусства. Есть какие-то правила покраски, уровни качества покраски, еще что-то?

 Дмитрий. - Разумеется, есть специальные модельные краски, которые мы используем для покраски миниатюр. Есть ряд техник - проливка, высветление. Есть также такое понятие, как конверсии, когда без потери смысла или и снаряжения миниатюры, изменяется его поза, внешний вид, добавляются какие-то элементы. Таким образом, миниатюра становится уникальной, единственной в своем роде, что создает ценность для коллекционеров. Наличие и количество конверсий также учитываются при оценке внешнего вида армии.

Major.-  Вы считаете, что игры подобные этой надо развивать и продвигать в массы, в первую очередь подростков?
Дмитрий. -  Да, я считаю, что основной аудиторией подобных игр являются старшие школьники и студенты. А причины просты. Эти игры развивают целый ряд навыков - интеллектуальные, художественные, технические. Игрок своими руками создает свою уникальную армию, собирает ее, склеивает, красит, затем играет ею. Это требует много времени, усидчивости, терпения, развивает подростка, социализирует его. Самое главное - что это интересное занятие и оно не навязывается сверху, не приходит взрослый дядя и не говорит "ты должен играть". Я считаю, что подобное хобби и времяпрепровождение являются достойной альтернативой наркотикам и алкоголю. Это, то занятие, которое будет интересно и взрослым и детям, у нас в клубе играют в Вархаммер дети вместе с родителями, и эти дети через пару лет станут хорошими игроками и составят "старой гвардии" хорошую конкуренцию.
Major. -  Насколько распространены эти игры в мире?
Дмитрий. - Очень распространены. Существуют сотни форумов и сайтов в Интернете, посвященных Вархаммеру и другим игровым системам. На них обсуждают принципы формирования армий, спорят, чья армия лучше, хвастаются успехами, выкладывают фото и обсуждают покраску. Это целое коммьюнити, насчитывающее по всему миру десятки тысяч человек. И, несмотря на развитие компьютерной индустрии, настольные игры живут и здравствуют. Потому что одно дело - наблюдать за угловатым персонажем на экране, а другое дело - собирать своими руками, раскрашивать, передвигать, даже в бросках кубиков есть свой шарм. Более того, подобные миниатюры являются объектами коллекционирования. Многие люди, не играющие в Вархаммер, тем не менее, собирают эти миниатюры для своих коллекций.
Поблагодарив ребят за экскурс в историю и пояснение правил этой игры, я долго бродил вокруг игровых столов, что бы понять всю суть происходящего на них. Естественно мне – человеку увидевшему подобное действо впервые было как то даже не по себе от того что многие термины, которыми пользовались игроки обсуждая положение фигур на поле оставались для меня загадкой. Я смутно догадывался, кто побеждает, а кто проигрывает, при этом было ясно, что игра идет честно и никто «лошадь» в рукаве, как червовый туз, не держит, а следовательно игра основанная на взаимоуважении и честности случайных людей не любит. Так что, хоть это и «настольная война» – сие противоборство честное и благородное… чем не современные шахматы?

      
С места событий
Major©

 

 

Главная » Архив номеров » номер 19 » ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ