TOP SECRET

ПРОФЕССИЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ

    

     В русском языке есть такое слово «НАРОЧНЫЙ» - так издавна именовался человек, гонец или курьер, посланный со спешным, не редко секретным поручением. Именно с царевых нарочных и началась государственная служба, целью которой бала доставка по, не всегда безопасным дорогам огромного государства, секретных донесений, специальной почты и ценных грузов. Именуется ныне эта служба на Украине - «Фельдъегерской почтой». Подобные службы есть и в других странах, но сегодня реч пойдет о наших отечественных военных курьерах.

 

Вам срочный пакет!  

     Вместе с появлением человечества возникло и множество способов передачи информации на далекие расстояния. Для этого использовались звук и свет, морские течения и потоки воздуха, голуби... Сегодня, с появлением Интернета и электронной почты, информация доставляется адресату в считанные минуты. Денежные суммы мгновенно перечисляются из одного конца страны в другой, и даже в банк идти нет необходимости - просто дома или в офисе нужно воспользоваться определенными компьютерными программами. Но, несмотря на активное развитие технических средств связи, по-прежнему не теряет своих позиций, пожалуй, один из самых старейших способов передачи информации - с помощью фельдъегерской службы.

     Впервые понятие «фельдъегерь» на руси появилось при Петре-I, и было заимствовано у немцев, которые создали у себя особо ценные почтовые перевозки под вооруженной военной охраной. Изначально это была дипломатическая почта, по средствам которой велась вся политика в Европе и на ее окраинах.  Естественно такие послания нужно было беречь, ибо одно неверное слово посланника, могло стоить международного скандала переходящего в войну.  А желающих почитать дипломатическую корреспонденцию русского царя тогда было очень много – начиная от соседних монархов заканчивая местными интриганами.
      Спрос на охраняемую секретную почту стал вскоре настолько велик, что к 17 декабря 1796 года, император Павел I подписал Указ о создании целого отдельного фельдъегерского корпуса.
     Личный состав Фельдъегерского корпуса обеспечивал надежной курьерской связью Императора, других высоких особ и правительственных органов, а также со временем корпусу было поручено сопровождение и охрану высокопоставленных лиц. Комплектовался корпус из чинов гвардии.
     Фельдъегеря отвечали за своевременную доставку секретной и важной корреспонденции. Маршруты доставки планировались заранее, и скорость была довольно внушительной - фельдъегеря проезжали около пятисот верст в сутки. Они считали, что потеряют честь, если не доставят сообщение в назначенный срок. Фельдъегеря всегда выполняли самые секретные поручения  - доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок, перевозку золота, больших сумм денег, доставку трофейных знамен, ключей от взятых городов. Они так же обеспечивали регулярную и надежную связь, дежурили в императорских резиденциях и штабах, доставляли важную документацию.
     В конце XIX века для доставки корреспонденции стали широко использовать военные корабли, пассажирские пароходы и железную дорогу. По мере укрепления государственного аппарата расширялись задачи и функции Фельдъегерского корпуса, усложнялись и обязанности фельдъегерей.
     В царствование Императора Николая I на корпус было возложено сопровождение всех особо опасных государственных преступников к месту их заключения.
     После Февральской революции 6 марта 1917 года Фельдъегерский корпус принес присягу на верность Временному правительству. Он практически в полном объёме продолжал выполнять все свои обязанности даже после событий октября 1917 года — вплоть до момента его официального расформирования в январе — мае 1918 года. Уволенные по сокращению штатов, частично его чины влились в ряды Белой и Красной армий, приняв участие в создании фельдъегерской связи антибольшевистских правительств и правительства большевиков. 
     В советский период на базе Фельдъегерского корпуса была образована Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба, затем несколько раз преобразовывалась и переходившая в подчинение различным ведомствам (ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД, Министерство внутренних дел СССР, Министерство связи СССР).

     На недолгий период в 1918 году, появилась фельдъегерская связь и в УНР. О деятельности фельдъегерей того времени на территории УНР известно мало.  А официально украинские фельдъегеря начинают отсчет своей деятельности в независимой Украине с  25 декабря 1991 года.

 

ИМ РЕКЛАМА НЕ НУЖНА

     В самом центре Киева, недалеко от майдана Незалежности, есть внешне ничем не примечательное здание. И вход в него далеко не парадный. Государственной фельдъегерской службе Украины (ГФСУ) – реклама  не нужна, чем меньше людей будет знать маршрут курьеров, тем спокойнее.

     Практически в любое мало-мальски значимое госучреждение время от времени приезжает немногословный военный офицер, который привозит документы разной степени важности — срочные, для служебного пользования, секретные, совершенно секретные. Отдает их под роспись ответственному лицу и уезжает (иногда увозя встречную почту). Это и есть представитель  нашего ГФСУ. По-простому — фельдъегерь.
     Перевозки ценных и секретных грузов организовываются ГФСУ обычными транспортными маршрутами. Я даже один раз видел фельдъегерей в столичном метро.  Их выдает большая сумка в середине которой, специальный ударопрочный и огнестойкий ящик защищающий груз. 
     Фельдъегеря прокладывают автомобильные и железнодорожные маршруты по всей Украине. В командировки они отправляются по двое, старший и младший, — таковы правила. Если уровень секретности груза не столь высок, его могут отправить с фельдъегерями даже обычным поездом. И не в плацкартном или общем, а только в купейном вагоне.  Связанно это с безопасностью – при СССР были случаи пьяных хулиганских нападений на офицеров фельдъегерской связи, а у них приказы строгие – чуть-что… стрелять на поражение в случае нападения. За советскую историю службы, было несколько подобных инцидентов, но таковы реалии фельдъегерской службы.
     Сегодня в купе, кроме фельдъегерей, никого больше нет — это закон и жёсткая инструкция. По ходу движения кто-то один неусыпно находится при сопровождаемом грузе (обычно это опломбированный, пропитанный специальным огнестойким составом чемодан, дипломат или холщовый мешок-контейнер), а напарник может в это время отдыхать, после чего они меняются ролями. Дверь в купе надежно закрыта изнутри на ключ и еще одно хитроумное приспособление — таковы требования безопасности. Кроме того, у каждого фельдъегеря имеется табельное оружие, как правило, ПМ.
    Автомобили, в которых перемещаются представители фельдъегерской службы, по раскраске похожи инкассаторские — досмотру и остановке по пути следования они не подлежат.

     Если фельдъегерям поручена доставка корреспонденции в страны СНГ (межгосударственное соглашение было подписано в 1993 году), и железнодорожное сообщение туда усложнено, к месту назначения они отправляются самолетом. Согласно международным правилам, в целях безопасности и сохранности, доставка особо важных документов предусматривает полет лишь первым классом, и сопровождаемый груз находится в салоне лайнера, под пристальной охраной фельдъегерей. Этот груз, кстати, также не может быть вскрыт или досмотрен — он приравнен к дипломатической почте. Официальная корреспонденция, перевозимая фельдъегерской связью в рамках СНГ, неприкосновенна, пограничному и таможенному контролю не подвергается.

 

РИСК ПРОФЕССИИ

     Фельдъегерь – профессия военная и сугубо мужская и при этом по признанию самих фельдъегерей не особо и оплачиваемая, хоть и существуют всяческие надбавки за «особые условия» службы.  При этом риск при выполнении задач, такой же, как и у инкассаторов.

     Когда то мне удалось посмотреть один очень интересный учебный зарубежный фильм, где рассказывались о сложностях работы фельдъегерей и дипломатических курьеров. В частности упоминалось, каким образом идет охота за секретной корреспонденцией, показывалось оборудование, при помощи которого можно было вскрыть конверт разрезов его с торца, потом после копирования содержания, все в таком же порядке закладывалось обратно в конверт и заклеивалось  на специальном станке. Причем заклеивали так, что место разреза практически не определялось ни визуально, ни под лупой. Для этого, оказывается, тоже существует специальное шпионское оборудование.  С целью предотвращения вскрытия подобных пакетов их сегодня прошивают в нескольких местах вместе с содержимыми документами – это не позволяет вынуть корреспонденцию без нарушения курьерских печатей, даже если кому, то удастся конверт аккуратно вскрыть. Есть еще множество премудростей и ухищрений, благодаря которым невозможно достать содержимое пакетов и конвертов, перевозимых курьерами, но это уже секретная информация – как говорится не для прессы.

      Про потенциальную опасность, которой подвергаются фельдъегеря, выполняя свои служебные задания, говорит тот факт, что по штатному расписанию им положено личное табельное оружие.  Фактов применения его уже в современной украинской истории фельдъегерской службы я не знаю, а вот случаи нападения на фельдъегерей до независимости, еще до развала СССР – были. Один раз фельдъегерям удалось даже предотвратить захват целого авиалайнера!
     Тогда террористы попытались захватить самолет, летевший из Таллинна в Москву. К счастью, тогда на борту оказались фельдъегеря, и захват удалось предотвратить. Что бы ни происходило, фельдъегерь должен, во что бы то ни стало доставить по нужному адресу доверенную ему корреспонденцию. Главный их принцип - надежность.

 

Major©

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

 

Главная » Архив номеров » номер 34 » TOP SECRET